Инновационно-технологическая политика и её воплощение, страница 2

Совершенствуются учебно-методические основы инновационно-технологической подготовки экономистов. В начале 1990-х годов в Швеции состоялся международный симпозиум «Economics of Technology». Этот конгресс был посвящен не только исследованиям, но и проблемам образования в этой области. Вопросы подготовки экономических кадров, пересмотра и усовершенствования структуры экономического образования, освоение экономистами-рыночниками информационных технологий остаются в центре внимания нашей вузовской общественности.

Усиливаются позиции малого и среднего предпринимательства, возрастает вклад частного бизнеса в научно-технологический потенциал развивающихся стран. Во-первых, в этих странах предпринимаются рывки для ускорения развития за счет крупных достижений набирающих силу частнопредпринимательских структур. В случае низкой наукоемкости ВВП прорывы реальны только на отдельных направлениях за счет привлечения частных инвестиций и при наличии прочих благоприятных условий.

Во-вторых, создаются благоприятные условия для инновационно-технологической деятельности частных предпринимателей. Современная тенденция состоит в сокращении доли госсектора и государственного научного заказа по линии федерального бюджета и привлечения в научно-технологическую сферу средств корпораций, а также мелкого и среднего бизнеса.

Достижения в этой сфере наиболее существенны в тех странах, где частнопредпринимательский сектор имеет серьёзные и давно действующие льготы. Наша федеральная власть уже несколько лет тому назад продекларировала, что развитие частного предпринимательства является одним из основных направлений реформ, а особое значение следует придавать повышению эффективности производственной и инновационной деятельности малых предприятий, её подкреплению мерами государственной поддержки.

Первостепенное значение для нашей экономики ресурсосбережения диктуется сложившимся парадоксальным положением. В расчете на душу населения ресурсный потенциал России в 2-2,5 раза выше, чем США, в 6 раз – Германии и 18-20 раз Японии. Тем не менее, такое достояние требует несравненно более рачительного отношения, чем имевшее место в СССР и в значительной степени сохраняющееся в нашей стране до сих пор.

В-третьих, совершенствуется государственная научная и инновационно-технологическая политика. Её важный инструмент – средства госбюджета.

Для перехода России к инновационному типу развития крайне необходимы меры, которые следует осуществить на уровне не только федеральной, но и местной власти. К таким мерам, направленным на создание и активизацию инновационного рынка, относятся:

1.  Налоговые льготы для субъектов хозяйственной деятельности

2.  Стимулирование инновационных инициатив на всех уровнях должностной иерархии с помощью мероприятий материального и морального характера.

3.  Просветительская работа с целью осуществления непрерывного инновационного «ликбеза»

4.  Упрощение доступа к информации, касающейся различных сторон инновационной деятельности, для всех её участников – инвесторов, инноваторов, менеджеров проектов и др.

5.  Обеспечение страхования рисков деятельности новаторов и охраны интеллектуальной собственности.

По мнению руководителей наших предприятий, препятствиями для активизации инновационной деятельности в последнее время были неустойчивость экономической ситуации, налоговый пресс, высокие инфляционные ожидания.

Отметим, что успех инновационной государственной политики невозможен, если вся отечественная система подготовки и повышения квалификации кадров, причем не только в сфере финансов, экономики, предпринимательства и управления, не будет сориентирована на то, чтобы будущим и действующим специалистам прививались навыки инновационной деятельности.

В рамках национальной инновационной политики в последнее время ведется целенаправленная деятельность. С 1998 года она зиждится на мероприятиях, предусмотренных одобренной в правительстве «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», и Планом действий Правительства РФ по реализации этой концепции.

Участие в этой работе государства предопределяется тем, что наш рынок, играя важную роль в стимулировании инновационной активности, не способен обеспечить ускорение темпа инновационного процесса в полной мере. При этом немаловажно, что ныне в стране около 90% субъектов инновационной деятельности находится в негосударственном секторе экономики.

В 2001-2003 годах намечается переход к реальной государственной поддержке высокотехнологичных производств экспортной ориентации, чтобы объем только официально регистрируемого экспорта превысил 80 млрд. долл. Важное условие выхода на прогнозируемый уровень – реализация основных положений инвестиционной политики.

Близится к завершению формирование для этой сферы законодательной базы. Она должна обеспечить стандартные международные условия для инвестирования, гарантии стабильности прав инвесторов. Но достиженеию устойчиво высоких темпов роста инвестиций в основной капитал препятствуют низкая инвестиционная привлекательность предприятий, высокие инвестиционные риски, неплатежи, неустойчивость банковской системы и других финансовых институтов, низкий уровень доходов населения.

Для преодоления этих препятствий правительство реализует комплекс мер. Он включает, в частности, ужесточение требований к финансовой системе, что уже привело к сокращению оттока средств за рубеж на 40%. Это – стимул для расширения притока в инвестиционную сферу частных накоплений. Ещё одна существенная мера – формирование специального Бюджета развития РФ, механизм управления которым утвержден правительством. Средства этого бюджета направляются на нужды активизации инвестиционного процесса. Другим очень важным источником поступлений в инновационную сферу являются иностранные инвестиции. Их привлечение традиционно способствует внедрению в стране-рецепиенте современных промышленных и управленческих технологий, ноу-хау.