компонентов проблемной ситуации, проверка выдвинутых гипотез в рамках подзадач, принятие и формулирование частных решений.
На заключительном этапе формируется однозначное для данных условий решение, связанное с определением направления и последовательности действий, распределением и организации сил и средств, выявлением рациональных способов управления.
Приведенная структурная схема принятия решений претерпевает существенные изменения в зависимости от характера деятельности.
Сложность процесса принятия решения может быть оценена по сложности используемых алгоритмов. В порядке возрастания логической сложности выделяются решения следующих типов:
дедуктивные yi=F(xi) – нахождения следствия yi по причине xi и известному закону F;
абдуктивные – xi=F-1(yi) - нахождение причины xi полученного результата;
индуктивные – отыскание закономерности F на основе известных факторов xi, yi;
прогностические – формирование гипотезы проблемной ситуации при управлении эр готическими системами и в условии не полной информации;
автономные – направленные на корректировку программы основного информационного преобразования.
Длительность процесса принятия решений зависит от числа m логических условий и наличия зон сомнения (рис.)
При 3-4 логических условий быстрые безошибочные решения затруднительны, при большем – невозможны.
1- при наличии зон сомнений;
2- при отсутствии зон сомнения.
Качество принятых решений определяется следующими факторами.
1.Организация работы персонала СЧМ:
а) распределение функциональных обязанностей между операторами;
б) координация деятельности отдельных групп и служб пункта управления по
решаемым частным задачам;
в) степень обучения и тренировки персонала, в том числе и уровень подготовки операторов к работе на автоматизированных средствах управления.
2.Взаимодействия операторов со средствами управления:
а) степень соответствия информационной модели реальной обстановки и задачам операторов и удобства пользования средством отображения;
б) автоматизация автоматизированных рабочих мест и пультов управления, обеспечивающих оперативное управление источниками информации, отбор и преобразование информации на устройствах отображения и для ее обработки.
3.Индивидуально-психологические качества операторов.
а) соотношение процессов построения (А) и контроля (К) гипотез:
А > К – импульсивные решения (процессы построения гипотез резко преобладает над контрольными процессами);
А ³ К – решения с риском;
А = К – уравновешенные решения;
А £ К – осторожные решения;
А < К – инертные решения (контрольные процессы резко преобладают под процессами построения).
Показано, что людям с достаточно высоким уровнем развития, соответственно ограничение крайних типов (Импульсивного и инертного) и преобладание более уравновешенных типов. Причем наиболее эффективны при наличии необходимых знаний оператора, сочетающие в своих решениях риск с осмотрительностью;
б) эмоциональные факторы: как положительные, так и отрицательные эмоции могут оказывать на процесс принятия решений и его результаты
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.