3. Музыка должна соответствовать фазам процесса труда (встречная музыка – марши, спортивные песни, музыка периода врабатывания – ритмичные народные и эстрадные песни, музыка отдыха (мелодичные песни и музыкальные темы со спокойным ритмом, финальная музыка – марши, спортивные песни).
4. Передача музыки осуществляется порционно (порциями по 10 – 20 минут, далее – перерыв), общее время звучания составляет в среднем 1,5 часа в смену. Допускается увеличивать продолжительность звучания до 2,5 часов в случае особо монотонного труда.
Социально-психологические условия труда.
Рассматриваемый вид условий труда характеризует социальную сторону трудовых отношений. Социально-психологические условия труда определяются качеством межличностного общения в трудовом взаимодействии, отсутствием конфликтов, уровнем следования работников общей цели, уровнем напряженности психологического климата в коллективе. Впервые влияние социально-психологических условий на производительность труда была выявлена группой исследователей под руководством Э. Майо в знаменитой серии "Хотторнских экспериментов".
Исследовалось влияние физических факторов на производительность труда. Группа исследователей столкнулась с тем, что при ухудшении освещенности производительность труда продолжала подниматься. Дополнительное изучение социально-психологических факторов привело к выводу, что выработка зависит в значительной степени от сплоченности группы, благоприятной атмосферы на рабочем месте и отношения руководства к подчиненным.
В своей работе "Человеческие проблемы индустриальной цивилизации" (1933г) Элтон Майо рассмотрел влияние рабочей группы (коллектива) на мотивы деятельности индивида. Основные положения выработанной им теории звучат так:
1. Выработка рабочего определяется скорее групповыми неписаными правилами и нормами, чем его физическими возможностями. Они развиваются и могут видоизменить формальную организацию.
2. Рабочие гораздо чаще действуют как члены группы, нежели как индивиды. Последние обязаны подчиняться неписаным правилам поведения в группе. Если этого не происходит, группа их не принимает.
3. В установлении и поддержании трудовых норм большую роль играют неформальные лидеры, которые, в основном, и устанавливают групповые нормы. Однако и они обязаны подчиняться установившимся традициям, и не могут их игнорировать.
Основной вывод: социальные и психологические факторы (воздействие неформальной группы) оказывает на мотивы, побуждающие к труду (а, следовательно, и на производительность труда) более сильное влияние, чем физические, при условии, что сама организация работ уже достаточно эффективна.
В условиях повышение скорости информатизации мирового экономического пространства и постепенного становления человека как непосредственной производительной силы вопросы изыскания резервов роста производительности труда за счет социально-психологических факторов приобретают особую актуальность. Ставится вопрос о возможности измерения уровня социально-психологических условий труда. Работники НИИ труда Республики Беларусь предлагают использовать результаты научно-исследовательской работы по теме по теме "Условия формирования социально психологических отношений в первичных производственных коллективах и методы определения влияния этих отношений на рост производительности труда". С их помощью была получена универсальная методика оценки социально-психологических условий труда в трудовой группе. Изучение проходит в два этапа: анкетирование и обработка результатов анкетирования (анкета приведена в приложении)
1.3. Косвенные показатели состояния условий труда
Помимо балльной оценки уровня тяжести труда, существует ряд косвенных показателей, отражающих состояния условий труда. Перечислим основные:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.