Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра гендерологии и фамилистики
«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
г.Санкт-Петербург
2007
Рассмотрен и утвержден на заседании кафедрыгендерологии и фамилистики
Протокол заседания кафедры №____ от «____»________________ 2007 г.
Заведующий кафедрой к.пед.н., доцент Тюрина Э.И. ________________________
Разработчик – к.пс.н доцент Мусина В.П. _________________________
Рецензент - ст.преподаватель Кучукова Н.Ю _________________________
РАЗДЕЛ I.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Организационно-методический раздел
Цель курса:
· Формирование представлений студентов о психологии индивидуальных различий.
Задачи курса:
· изложить историю становления дифференциальной психологии, раскрывающей логику научного поиска в изучении психологии индивидуальных различий;
· ознакомить с понятийным аппаратом дифференциальной психологии, ее основными подходами и методами;
· систематизировать знания в области исследований по дифференциально-психологической проблематике;
· приобрести знания об основных направлениях изучения психологии индивидуальных различий, научных лидерах и эмпирических находках;
· сформировать умения и навыки анализа исследований индивидуально-типологических особенностей и психологических различий.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Даный курс относится к блоку общепрофессиональных дисциплин ГОС по специальности «психология» (020400). Программа дисциплины строится на основе межпредметных связей с такими курсами как «Общзая психология», «Возрастная психология», «Психология развития», «Психодиагностика», «Медицинская психология» и др.
Требования к уровню усвоения знаний.
В результате изучения данной дисциплины студент должен
знать:
· основные этапы и тенденции становления дифференциальной психологии как науки;
· основные понятия, категории и методы дифференциальной психологии;
· эмпириче6ские закономерности и теоретические принципы психологии индивидуальных различий.
2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.
Форма обучения |
Очная |
Общая трудоемкость дисциплины |
62 |
Количество аудиторных часов |
30 |
Из них – лекций |
22 |
– практических занятий |
8 |
Самостоятельная работа студента |
32 |
Форма промежуточного контроля знаний |
Тестирование |
Форма итогового контроля знаний |
Экзамен |
3. Учебно – тематический план дисциплины
аудиторные |
Самост. работа |
||
Лекции |
Практ., семинары |
||
Модуль 1 |
|||
Предмет и задачи дифференциальной психологии |
2 |
6 |
|
Основные понятия и методы дифференциальной психологии |
2 |
2 |
4 |
Типологический подход в дифференциальной психологии |
2 |
2 |
|
Модуль 2. |
|||
Исследование индивидуальных различий на основе теории личности |
2 |
2 |
|
Структура психологических свойств личности |
2 |
2 |
4 |
Типологический подход в дифференциальной психологии |
2 |
2 |
|
Модуль 3. |
|||
Когнитивные стили |
2 |
2 |
|
Стиль человека как интегральная характеристика индивидуальности |
2 |
4 |
2 |
Групповые различия |
2 |
4 |
|
Индивидуальные различия и развитие |
2 |
2 |
|
Аттестация (контроль) знаний по дисциплине |
2 |
2 |
|
Всего |
22 |
8 |
32 |
4. Содержание ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1.
Тема 1.1. Предмет и задачи дифференциальной психологии.
История возникновения дифференциальной психологии как самостоятельной области знания. Вклад Ф.Гальтона, У.Штерна и др. в изучение индивидуальных различий и создание целостной концепции дифференциальной психологии.
Предмет дифференциальной психологии и ее место среди других психологических дисциплин. Основные цели и задачи, проблемы и направления дифференциально-психологических исследований.
Тема 1.2. Основные понятия и методы дифференциальной психологии.
Основные понятия дифференциальной психологии: психологическое свойство, вариантность признаков, устойчивость, соотношение общего и особенного, наследственность и среда, соотношение биологического и социального. Соотношение понятий: индивид- индивидуальность- личность.
История тестологии и требования к психодиагностическим методикам. Количественные и качественнные методы в дифференциальной психологии. Основа математико-статистического анализа результатов психологических исследований. Номотетический и идиографический подходы в изучении индивидуальных различий.
Сравнительно-возрастной, лонгитюдный и комплексный методы в организации исследований индивидуальных различий. Типологический и психогенетический подходы. Близнецовый метод и метод приемных детей. Биографический метод.
Тема 1.3. Типологический подход в дифференциальной психологии.
Первые попытки выделения психодлогических типов. Построение психологических типологий на основе биологических свойств организма, поведенческих характеристик, этических категорий, клинического материала и т.д. Типологиии О.Гросса, К.Юнга, Э.Кречмера, У.Шелдона и Г.Айзенка. Типологии И. Майерс - К.Бриггс и Д.Кейрси.
Подход к типологии на основе свойств в.н.д. И.Павлова.
Классификация характеров А.Лазурского. Типология социальных характеров Э.Фромма. Акцентуации характера и их классификации (К.Леонгард и др.). Типы диспозиций (К.Хорни). Типология на основе «локус-контроля» Д.Роттера.
Модуль 2
Тема 2.1. Исследование индивидуальных различий на основе теории черт личности.
Черты как элементы индивидуальности. Черта как частный случай психологического свойства. Способы выделения психологических черт: концептуализация ( на примере работ А.Лазурского и А.Бине); выделение черт на основе семантического сходства ( работы Ч.Осгуда, Г.Келли и современные психодиагностические компьютерные версии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.