сигналу, подаваемому из окна на шестом этаже офисного здания, расположенного на противоположной стороне улицы, подставные испытуемые (стимульная группа) входили в зону наблюдения, останавливались и в течение 60 секунд смотрели на это окно, после чего по сигналу расходились. После того как участок освобождался от собравшейся толпы, процедура повторялась с участием стимульной группы другого размера. Всего было выполнено тридцать проб — по пять для каждой из шести стимульных групп. Стимульная группа состояла из 1, 2, 3, 5, 10 и 15 человек. На протяжении тех 60 секунд, в течение которых стимульная группа смотрела на окно, производилась видеосъемка зоны наблюдения.
7. Этап- обработка эмпирических данных
Анализ данных
Анализ отснятой пленки позволил определить общее количество прохожих, прошедших через зону наблюдения, и их реакции. Эксперты, работавшие парами, подсчитывали количество прохожих, вступивших в зону наблюдения, количество прохожих, посмотревших на окно, и, наконец, количество остановившихся прохожих.
8. Этап- описание и представление результатов исследования
РЕЗУЛЬТАТЫ
Главный вопрос, на который предстояло ответить, состоял в том, приводит ли увеличение размера стимульной группы к росту числа присоединившихся к группе прохожих. Данные представлены на рис. 2 (пунктирная линия). Если стимульное действие, выполняемое одним человеком, воспроизвели 4% прохожих, то к стимульной группе, состоявшей из 15 человек, присоединились 40% прохожих. Анализ вариативности среднего процента присоединившихся к толпе прохожих показывает, что численность стимульной группы оказала существенное влияние на количество остановившихся людей
Размер толпы и сила ее притяжения
Фотографии |
использованные для анализа увеличения группы (толпы) |
||||
Источник |
SS |
df |
MS F |
||
Между Внутри В совокупности |
0,423 0,099 0,522 |
5 24 29 |
0,085 20,63* 0,004 |
||
*р<0,001
Влияние стимульной группы испытывали не только те люди, которые останавливались и присоединялись к толпе, оно распространялось и на тех, кто хотя бы частично вопроизводил действия группы. Многие прохожие пусть и не останавливались, но все же оборачивались в ту сторону, куда были обращены взоры стоявших на тротуаре людей. Здесь влияние стимульной группы также возрастает с расшире-. нием ее количественного состава. За взглядом одного человека, стоявшего на тротуаре и смотревшего на окно здания, проследили 42% прохожих, тогда как сти-мульная группа из 15 человек, смотревших в одном и том же направлении, побудила уже 86% прохожих обратить туда свои взгляды (рис. 2, сплошная линия). Анализ вариаций и здесь подтверждает различие средних значений.
Для выявления имеющихся тенденций полученные данные были проанализированы с помощью метода неравных интервалов (Gaito, 1965). Обнаружена значимая линейная зависимость (F = 101,7, р < 0.01) и незначимая квадратичная зависимость (F = 0,42) для остановившихся прохожих. Однако для прохожих, частично имитировавших действия стимульной группы, значимыми являются и линейный (F = 57,2, р < 0,01), и квадратичный (F = 11,6, р < 0,01) компоненты. В этой связи можно вспомнить недавнее исследование Джерарда, Вильгельми и Конолли (Gerard, Wilhelmy, Conolly, 1968). Их исследование обнаружило линейный рост конформности как функции размера группы — в отличие от исследования Аша (Asch, 1951), в котором была установлена более сложная зависимость. Наш эксперимент показал, что манипуляции с количественным составом группы могут генерировать
Ю0Г
Рис. 2. Средний процент прохожих, полностью или частично повторявших действия стимульной групы, как функция размера группы |
Анализ вариативности количества остановившихся прохожих как функция размеров стимульной группы
Источник |
SS |
df |
MS F |
|||
Между Внутри В совокупности |
0,628 0,187 0,815 |
5 24 29 |
0,125 16,28* 0,008 |
|||
* р <0.001
и ту, и другую функции, — все зависит от того, какая именно переменная
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.