настоящее время вопросы полового развития и воспитания нередко сводятся к "биологизму" и морализированию. При этом происходит игнорирование социальной природы человеческой сексуальности. Между тем, отмечает Б.Б. Малахов, всё социальное и психосексуальное поведение человека, содержание его мыслей, чувств и желаний общественно детерминированы. С малых лет человек врастает в свое общество, имеющее конкретно-исторические особенности. Эти особенности формируют идеологию, традиции, мораль, эстетические ценности, формы социальных контактов, характер взаимоотношений полов и т. д.
Психосексуальное поведение, как составная часть развития личности, тесно связано с конкретным историческим обществом, которое регулирует отношения между полами, в том числе и сексуальную жизнь индивидов.
Ведущее место в процессе формирования психосексуального поведения принадлежит половой социализации - активному усвоению личностью стандартов сексуальной культуры по мере вхождения ее в социальные отношения. Сексуальная культура, подчеркивает Ю.М. Орлов, передается от поколения к поколению в обогащенном виде, формируя массовое половое сознание. В этом процессе личность, с одной стороны, выступает как объект, на который сексуальная культура воздействует, предлагая стереотипы и эталоны поведения, одобряя или не одобряя стиль поведения и отношений, с другой стороны, как субъект, преломляющий воспринимаемое через собственные установки и особенности.
И.С. Кон считает, что формирование психосексуального поведения обусловлено различными факторами:
1) Мотивацией. Организация психосексуальной сферы личности имеет иерархический характер, на вершине которой должен быть любовный мотив. Развитие способности к любви - одна из важнейших целей развития психосексуального поведения. Эта способность формируется на всех этапах сексуального развития и выражается не только в психосексуальном поведении. Однако половое влечение существует и вне любви. Поэтому люди могут вступать в половые отношения под влиянием влечения и желания удовлетворения, совершенным мотивом которых может быть сексуальное наслаждение. Поэтому, когда человек отказывается от удовлетворения полового влечения при отсутствии любви, это не разрешает его личные проблемы. В этом случае было бы правильным признать, что адекватной мотивацией психосексуального поведения наряду с любовью может быть и сексуальное наслаждение.
2) Принадлежностью к полу. Здесь выступают мотивы поведения, соотнесенные с принадлежностью к полу, которому соответствует определенный набор черт:
а) доминирование - подчинение. У девочек нежелательно развивать потребность в доминировании. Доминирующая мать деформирует психосексуальную сферу детей;
б) терпимость - нетерпимость. Нетерпимость женщины, имеющей с детьми более тесную связь, наносит развитию их психосексуального поведения более существенный ущерб, чем нетерпимость мужчины. Этот набор черт можно продолжать и дальше, основой его служит стремление к воспитанию полноценных будущих матерей и отцов, способных создать в дальнейшем свою собственную семью и правильно воспитать детей;
3) Выбором объекта. В предподростковый период при становлении платонического либидо наряду с гетеросексуальным выбором возможна любовь мальчиков к мальчикам, девочек к девочкам. В препубертатный и пубертатный периоды уже выбираются объекты противоположного пола
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.