18. Леонтьев А.Н. Лекции по психологии. М.: 2000.
19. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: 1997 (гл.1).
20. Леонтьев А.А. Деятельный ум. М.: 2001.
21. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. Изд.2. М.: 1997.
23. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Изд.2. М.: 1992.
24. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.М. 1997.
25. Маслоу А. Психология бытия. М. 1997.
26. Петровский А.В, Ярошевский МГ. Основы теоретической психологии М. Инфра – М 1998
27. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: 1996.
28. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. 2001
29. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: 1997.
30. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990.
31. Юревич А.В. Психология и методология ИПРАН М. 2005
1. Бернард Ливехуд. Кризисы жизни,шансы жизни. Калуга. 1994.
2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции М. МГУ. 1996.
3. Завалишина Д.Н.,Барабанщиков В.А.(ред.). Принцип системности в психологических исследованиях. М.,1990.
4. Зинченко В.П. Духовное возрождение \\ Человек 1990 №2
5. Кун Т. Структура научных революций М. «Прогресс» 1977.
6. Налимов В.В. Спонтанность сознания М. 1990.
7. Психология телесности. Под ред. Зинченко В.П. , Леви Т.С. М. 2005
8. Что такое человек? Основы человековедения С-Пб. ТОО Ривьера 1996
9. Человек в системе наук. М. 1989.
Глоссарий
Методология – дисциплина, изучающая структуру, состав и закономерности исследовательских процедур, ведущих к выработке научного знания. Она учит как надо вести работу, чтобы эксперимент был корректным.
Тезаурус - полный систематизарованный набор данных о какой-либо области знания. Тематическая энциклопедия.
Теория – система достаточно общих понятий и суждений, разработанных для организации, описания, обобщения и объяснения множества существующих эмпирических данных, а также предсказания новых данных.
Феноменологический подход – методологическая ориентация в гуманистической психологии, придающая повышенную значимость исследованию непосредственных переживаний человека.
Эпистемология – раздел теории познания, который изучает особенности именно научного познания и стремится понять, в чем оно отличается от ненаучного познания мира, например, от искусства и обыденного мышления.
Мета-анализ – статистический метод объединения и обобщения результатов множества исследований, относящихся к одному эффекту.
Научный метод – метод науки, который, согласно нормативным представлениям, должен быть объективным и включать проверку теоретических взглядов с помощью эмпирических фактов.
Независимая переменная – переменная, которую исследователь систематически изменяет в эксперименте, чтобы измерить ее воздействие на психические явления и поведение.
Номотетический подход – характеристика какого-либо научного подхода, если он нацелен на выявление широких обобщений и установление универсальных законов, применяемых к множеству частных случаев (например, ко всем людям)
Объективность – обязательная характеристика научного метода, требующая чтобы знание базировалось на надежных, повторяющихся наблюдениях.
Объяснение – одна из важнейших задач науки, заключающаяся в поиске сущности явления, особенно их причин.
Порочный круг – дефектное определение одного понятия посредством другого, которое, в свою очередь, определяется через первое.
Принцип экономии – регулятивный принцип, принятый во всех науках и требующий считать более предпочтительным простейшее из возможных объяснений явления, пока не будут выявлены данные, свидетельствующие об обратном.
Дихотомия «культура – цивилизация» - в контексте данного курса смысл дихотомии передается словами М.Пришвина «Культура – это связь людей, цивилизация – это сила вещей. Цивилизация является как сила внешнего принуждения культуры. Цивилизация действует через стандарт, культура создает детали».
Кроссвалидизация – процедура дополнительной проверки валидности результата исследования посредством применения теста на новой выборке, или проведение исследований с другими группами испытуемых
Ксеноглоссофилия – любовь к использованию малопонятных иностранных слов и терминов без обоснования необходимости их применения
Латентные черты – генетические черты, которые не проявляются в генотипе индивидаа, но могут передаваться будущим поколениям.
Ментализм – теоретические концепции, считающие невозможным объяснить поведение человека и животных без учета психических явлений, основываясь только на средовых или физиологических фактах
Модус – Свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута – неотъемлемого свойства предмета.
Функциональный орган – Прижизненно складывающаяся система функций и реализующих их субстратов. Ухтомский писал: « Функциональный орган, как всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.