документ табличной формы (его образец дан в приложении №9), в котором структурированная информация фиксируется в специальных графах. Этот документ отражает не только общую количественную потребность в обучении персонала по подразделениям, но и виды, формы обучения и категории обучающихся, что облегчает в дальнейшем бюджетирование процесса обучения.
Потребность в обучении включает в себя определение требований, которые предъявляются к обучению руководителями и сотрудниками с точки зрения анализа содержания выполняемой работы. Сформулированные требования являются основой для выяснения целей обучения, а в дальнейшем – для подготовки и согласования учебных планов.
В процессе обучения можно выделить ряд последовательных этапов. Каждый из них имеет самостоятельную цель, достижение которой обеспечивает качественный переход к следующему этапу и качественный результат процесса в целом.
1. Предварительная оценка. Целью этого этапа является определение потребностей в знаниях, умениях и навыках через анализ деятельности сотрудников.
2. Постановка целей обучения. Цель этапа: уточнение в наглядных, измеримых величинах тех прогнозируемых результатов, которых достигнут работники по окончании обучения. Конкретные цели обучения обеспечивают концентрацию усилий как обучаемого специалиста, так и преподавателя и являются отправной точкой для оценки успешности программы обучения. Суть анализа деятельности, задач и исполнения – в определении разницы между «не могу» и «не хочу» при решении проблем, что позволяет определить, какое обучение требуется и требуется ли оно вообще.
3. Обучение. Целью этого этапа является выбор вида, формы, методов и проведение собственно обучения с учетом следующих требований:
· побуждать обучаемых формулировать имеющиеся у них идеи, сталкивать обучаемых с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;
· побуждать выдвигать альтернативные объяснения;
· давать возможность работать в условиях малой группы;
· особые требования к личности преподавателя (не передатчик информации, а создатель среды, стимулирующей развитие и саморазвитие обучаемых).
4. Оценка. Цель этапа: сравнение результатов до и после обучения и оценка эффективности программы.
1. Требования предприятия:
- функциональные обязанности;
- требуемая квалификация.
2. Нормативные требования:
- профессиональные стандарты;
- требования к должности.
3. Механизмы:
- характеристики обучаемых;
- технологии обучения;
- учебно-методическое обеспечение;
- преподаватели;
- система подготовки преподавателей;
- организационное обеспечение.
4. Контроль соответствия:
- периодическая аттестация работников, преподавателей;
- контроль качества обучения;
- повышение квалификации преподавателей.
1. Список группы.
2. Примерный перечень вопросов:
- к руководителю подразделения (см. приложение 10);
- к слушателю курса (см. приложение 11);
- к ведущим специалистам, привлекаемым в качестве преподавателей (см. приложение 12).
3. Учебный журнал.
4. Сведения для подготовки учебно-тематического плана (см. приложение 13).
5. Учебно-тематический план (вариант см. в приложении 14).
6. Расписание занятий.
7. Перечень квалификационных требований.
8. Перечень и образцы методических пособий к изучаемому курсу.
9. Вопросы к экзаменам и зачетам.
10.Образцы наглядных пособий (или перечень).
11.Перечень используемых технических средств обучения.
12.Сведения о преподавателях (специалистах предприятия), внутрифирменного обучения (см. приложение 15).
13. Бланк экзаменационной (зачетной) ведомости.
14.Бланки (анкеты) для фиксирования отзывов о результатах обучения: руководитель подразделения, группы, преподавателей, менеджера по подготовке кадров.
Важным моментом в организации обучения персонала является разработка качественной программы, отражающей не только выявленные потребности в обучении, но и новейшие достижения теории и практики в сфере деятельности обучаемого персонала, поэтому следует учитывать мнения о содержании программы как минимум трех сторон: руководителей подразделений, преподавателей и сотрудников, для обучения которых разрабатывается программа. Для изучения их мнения можно использовать специальные опросные листы (см. приложения 10-12). Включенные в них вопросы позволяют выяснить видение сторон предстоящего
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.