рамках этой поистине монументальной исторической программы особую роль стала играть история социологии — научная дисциплина, исследующая и раскрывающая пути формирования социологического знания, его связь с общественными процессами и личностными характеристиками выдающихся социологов. История социологии ~ не просто собрание документов и разного рода сведений о том, что и как происходило в тех или иных школах социологической мысли. История социологии прежде всего учит нас культуре социологического мышления, принципам формирования социального знания, умению обратить его на пользу общества. Она также преподает урок научной нравственности, показывая, какую роль в формировании социологического знания играла и играет подлинно гуманистическая озабоченность ученых-социологов, которые при всех обстоятельствах деленные положения в качестве истинных, они начинают функционировать в обществе как истинно существующие. Таким образом — и это наш третий тезис — история социологии есть история того, как социальная теоретическая мысль формировала общественные отношения и структуры, определяя их как истинные.
Объединение приведенных выше трех тезисов позволит увидеть всю значимость истории социологии как захватывающего повествования о создании монументальной социальной реальности, частями которой мы все оказываемся. Именно поэтому не будет преувеличением сказать, что каждый социолог, претендующий на высокий профессионализм, обязан обладать не просто историко - социологической эрудицией, но и глубоко личным, осмысленным отношением к историческому пути развития своей дисциплины, свободно ориентируясь при этом в различных направлениях социологической мысли, биографиях классиков социологии и их произведениях.
Таковы общие принципы, которые позволяют увидеть в истории социологии важнейший компонент формирования социологической культуры общества в целом.
Весьма трудно установить ту точку в истории науки, обозначившую начало социологии. Ведь с самых незапамятных времен люди проявляли самый живой интерес к объяснению, к социальному устройству общества и строили различные «теории», интерпретировавшие те или иные общественные явления. Но по большей части этот интерес приобретал и в древнейшей истории и уже в Новое время спекулятивный характер, то есть общество и история признавались производными от той или иной субстанциальной силы — как идеальной, так и материальной, — которая стояла над обществом и «повелевала» всем, происходившим в обществе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.