стилями литературного языка более основательно ознакомит студентов с особенностями научного и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи.
При изучении речевых жанров учебно-научного стиля студенты знакомятся с понятиями и видами аннотаций и рецензий; учатся конспектировать; получают рекомендации по подготовке доклада, реферата, курсовой работы.
Программа предполагает обучение культуре делового общения и деловой риторике. Студенты учатся вести деловую беседу, что крайне необходимо будущим менеджерам. Кроме того, они получают рекомендации в плане речевой культуры при подготовке и проведении деловых совещаний и переговоров.
Особое внимание и много учебного времени уделяется правилам построения и приемам произнесения ораторской речи. Программа знакомит с особенностями монологической речи и характеристикой оратора. Студенты узнают о наиболее употребительных выразительных средствах русского литературного произношения; получают рекомендации относительно дикции и выразительности чтения. Программа предполагает также обучение приемам управления аудиторией при помощи ораторского искусства.
Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Количество часов, в т.ч. |
||
Лекции |
Практические занятия |
||
Тема 1. Стилистика. Стили речи. Текст и его структура |
7 |
1 |
|
Структура текста. Функционально-смысловые типы речи. |
1 |
1 |
|
Стилистика. Понятие стиля. Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, публицистического, художественного; сфера их использования, языковые признаки. |
2 |
||
Речевые жанры научного стиля: - аннотация, виды аннотаций; - конспект и реферат, их виды; - рецензия: структура и виды рецензий. Рекомендации по подготовке доклада, реферата, курсовой работы |
2 2 |
||
Тема 2. Деловая риторика |
12 |
2 |
|
Официально-деловой стиль. Культура устной деловой речи. |
2 |
||
Деловая беседа, ее цели и задачи. Виды деловых бесед, структурная организация беседы. |
4 |
2 |
|
Деловое совещание: виды деловых совещаний, дискуссия, мозговой штурм. |
2 |
||
Деловые переговоры: стратегия и тактика переговоров, характеристика и этапы деловых переговоров. |
4 |
||
Тема 3. Риторика и культура монологической речи. Ораторская речь |
8 |
4 |
|
Риторика. Характеристика и особенности монологической речи. Характеристика оратора. Подготовка к выступлению. Ораторская речь. Содержание и композиция. |
4 |
||
Правила построения ораторской речи. Приемы управления аудиторией при произнесении речи. |
2 |
||
Дикция, декламация и выразительное чтение. |
2 |
2 |
|
Составление и произнесение ораторской речи, ее оценка аудиторией (зачетное занятие) |
2 |
||
Итого: 34 часа
Содержание учебной дисциплины
Тема 7. Текст. Стили речи
Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое.
Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.
Требования к знаниям: знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
Требования к умениям: различать тексты по их принадлежности к стилям;
анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей.
Деловая беседа: цели, задачи, структурная организация беседы. Виды деловых бесед, их подготовка и проведение. Роль вопросов в деловой беседе.
Тема 9. Культура монологической речи. Ораторская речь.
Характеристика и особенности монологической речи. Характеристика оратора, его знания, умения и навыки. Подготовка к выступлению.
Ораторская речь: содержание и композиция; правила построения ораторской речи. Приемы управления аудиторией. Этика и эстетика ораторской речи.
Требования к знаниям: знать основные требования к подготовке, построению и произнесению ораторской речи, приемы управления аудиторией.
Требования к умениям: уметь составить и произнести речь, в соответствии с требованиями к монологической речи, анализировать ораторские речи.
Перечень практических и самостоятельных работ, деловых игр, контрольных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.