Елисафенко А.А. 2 БХП
Профессор: Мальчикова. Н.В.
Предмет: Ветхий Завет -2.
Культурно-исторический контекст книги Осии
После захвата Самарии в 772г.до.н.э. Северное Царство было присоединено к Ассирии. То есть, когда Северное Царство пало под давлением Ассирии, Южное царство еще продолжало свое существование. В результате этого стали размышления об основных положениях богословия, причем (пророческие) группы, которые были вынуждены переселиться с Северного Царства на Юг, внесли в этот свой вклад напоминанием о пророчествах Осии( Амоса тоже).
Говоря об пророке Осии, нам очень мало известно о его личности и его служении. (Ценгер. Э. Введение в Ветхий Завет, ББИ., М, 2008, ст.689.) По всей видимости , Осия был участником «оппозиционного общества, состоящих из пророков и левитов. Возможно и главой этого общества. Прежде всего можно понять из 12:13 свидетельства того, как сам пророк понимал отведенную ему роль. Осия выступал только на территории Северного Царства, прежде всего в его столице и в Вефиле религиозном центре государства, а также на территории «сельских» святилищь-высот.(Ценгер.Э. ст.688). Осия жил и служил Богу Яхве в последнии десятилетие царствования Иеровама. Осия служил около десяти, пятнадцати лет до царствования Езекии. Весьма вероятно, что он был сведетелем падения Самарии. Сам Осия жил и рос в период процветания общества и полного политического мира.
К концу этого периода, когда Израиль занимал ведущее место среди народов Палестины, Осия начал свое пророческое служение и провозгласил Божий суд над правящей тогда династией Ииуя. (Самуил.Д.Ш. Ветхий Завет говори..Библейская Кафедра, М., 1992, ст 380.) Израиль начал жить безнравственной жизнью и духовным банкротством. После смерти Иеровама 2 (753.до Р.Х.) в стране наступила анархия, и Израиль быстро пришел в упадок. В это время в Южном царстве обстановка была чуть лучше. Все что нам известно об авторе, мы можем узнать из его книги, которая была названа его именем. (Мак-Артур. Д.Учебная Библия.СЕО, М., пер., с анг. 2004, ст1237).
Культурно-исторический контекст Амоса
Амос был пророком из Иудеи, привязанным нести Слово Божье, в основном, северным коленам Израиля, (7:15). В политическом отношении это было время процветающим при долгом и благополучном провлении Иеровама-2, который, следуя примеру своего отца, восстановил приделы Израиля. Это было время и с соседями и с Иудеями. В духовном плане это было время процветании коррупции и морального разложения. (4:1, 5:10-13.)(Мак-Артур, Д, ст 1260). Сам Амос зарабатывал на жизнь пася овец и подрезая деверья сикоморы. Еще будучи пастухом в Фекое, Амос получил Божий призыв на пророческое служение. Его призыв был на столько ясен, что, когда первосвященник, вефильский возмутился его словами, Амос не молчал. (7:10-17) Где пророчиствовал Амос, а именно Финикеии, порходили корованы в Аравию, территория торговли расширялась за счет Ассирии, все это служило не только процветанию страны, но и Иеровама. Быстрый рост жизненного уровня среди богатых произвел расселение между классами. По всюду царствовало социальное зло. Амос, как Божий человек и пророк наблюдал за моральным разложением, эгоистической жизнью богатых и угнетенных людей, свого общества. Это была ужастная картина, кто-то беднел, а кто-то богател, чем-то напоминает наше современное общество, где царит несправедливость, коррупция и полная развращенность. Простым и внушительным языком он смело порицал зло, которым была пропитана социальная, экономическая и политическая жизнь Израиля.
Религиозная жизнь народа не могла служить земной праведностью, без которой Израиль не мог избежать наказания Бога. Амос служил совестью, между человеком и Богом, он не мог быть посредником, так как он был человеком. Таким образом мы видим краткую историю Израиля, на фоне процветания великих держав и стран того мира. Полную историческую оценку не возможно дать, но все же мы попытались вникнуть в жизнь пророка и исторический фон Израильского народа. (Самуил.Д.Ш. ст. 376)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.