Заголовки. Подзаголовки. Лиды.
• Заголовок - название произведения или внутреннего подраздела издания.
Виды заголовков:
• Назывной
Этот вид заголовка представляет собой простое предложение.
Чаще всего используется для новостей, когда в нужно привлечь читателей актуальностью и свежестью информации.
• Заголовок-загадка
В этом заголовке обычно содержится интрига:
«Дилер фирмы уехал на велосипеде», «Власти разыгрывают пирожки в лотерею».
• Цитата
В заголовок выносится яркое короткое и интересное высказывание главного героя текста.
Часто используется в интервью, портретных очерках.
«Посол США Уильямс Бернс: Мы несовершенны, но стараемся»,
«Эту шахту нужно закрыть» - сказал шахты им. Засядко. Однако уже вечером отказался от своих слов». (Обязательно указание автора цитаты!)
• Игровой заголовок
Представляет собой перефразировкуизвестной фразы:
«Жених проверен: брака нет»,
или каламбуры:
«Филиал среди фиалок»,
«Что реально в Монреале?»
• Подзаголовок - уточнение и пояснение главной темы материала.
Подзаголовок нужен для уточнения заголовка. Благодаря ему читатель понимает, о чем конкретно вы собираетесь ему рассказать.
• Лидом называют вводную часть текста.
Основная его функция – удержать внимание читателя.
Виды лидов:
• Лид-резюме
Кратко излагает главные факты события; отвечает на основные вопросы материала (что? где? когда? как?):
«Половину воскресенья 14 сентября студенты гумфака и журфака провели, бегая по лесу и стреляя друг в друга подкрашенной водой из шприцев. Это называлось военно-профилактической игрой «Зарница» (Университетский проспект).
• Цитатный лид содержит чьё-либо высказывание:
« Канада занимает иногда позицию, существенно отличающуюся от позиции ряда других стран «большой восьмёрки», она проявляет большой интерес к сотрудничеству с определёнными структурами Минобороны по Афганистану», - ответил министр обороны Сергей Иванов, прибывший в понедельник с официальным визитом в Канаду, на недоумённый вопрос о том, какие тесные военные контакты возможны с государством, всегда ставящим на первое место экологию и здравоохранение» (Известия).
• Аналитический лид содержит суть проблемы:
«Новые учебные планы, предложенные Министерством образования для срочного обсуждения, поразили даже самых лояльных представителей образовательной среды. По существу, правительство в лице своего министерства заявило об уничтожении естественных дисциплин в школе, ибо нет смысла изучать половину алфавита, всё равно языка знать не будешь» (Известия).
• Вопросительный лид содержит вопрос:
«В последнее время, слава богу, шахтёры не стучат касками перед Домом правительства. Значит ли это, что они добились своего? И если так, возникает следующий вопрос: почему же многие регионы замерзали прошедшей зимой?» (Аргументы и факты).
• то, о чём подробно рассказывается в тексте статьи:
«К сожалению, эта история начиналась с оттенками трагизма, трагически она и закончилась. Вроде бы и говорить нечего. Зачем лишний раз выпячивать наружу людское горе, которого, увы, и так хватает в нашей действительности. Однако рассказать хочется. Ведь между рождением и смертью вместилась прекрасная, яркая жизнь молодого человека, с которым свела судьба автора этих строк» (Ставропольские губернские ведомости).
• «Сценический лид» передаёт какое-либо действие:
«…Она уже покидала лондонский супермаркет, когда возле самых дверей на выходе к ней дружно шагнули две дюжие леди с ухватками наторелых детективов. Дамы подхватили нашу чемпионку под руки и бесцеремонно втолкнули в какую-то неприметную дверь. В небольшой комнате, открывшейся за нею, леди выхватили у советской чемпионки пакет с покупками и всё содержимое вывалили на стол.
Пономарёва, ничего не понимая, в растерянности наблюдала за происходящим.
На все немногие покупки в пакете лежали чеки, а на одну вещицу чека почему-то не оказалось. «Мы немедленно доставим вас в полицию!» - пообещали дамы и грозно шагнули к Пономарёвой. Но не тут-то было!» (Аргументы и факты).
• Лид-восклицание:
«В своём творчестве я начал с язычества, чтобы потом через период двоеверия выйти к христианству. Часто с сожалением думаю о том, что коротка жизнь человека, а познать и сделать хочется так много! Ведь столько интересного, вечного окружает нас!» (45-я параллель).
Лид, как и заголовок, и подзаголовок, не должен противоречить сущности и идее текста.
Автор определяет, что представляется ему первостепенным в тексте, и именно это делает введением к нему.
Связь лидов с основным текстом может быть прямой и опосредованной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.