Социальная адаптация студентов к общественным переменам в стране, страница 3

Если в ходе исследования в 2009 году можно было делать выводы о том, что уровень жизни студентов меняется в лучшую сторону, то в исследовании текущего года этого сделать нельзя. По сравнению с двумя прошедшими годами увеличилась доля тех, кто оценивает свой уровень жизни как удовлетворительный и уменьшилось количество респондентов, оценивающих уровень своей жизни как хороший. Такие оценки уровня жизни как критически низкий и высокий в 2007-2009 гг. колеблются на уровне 1,8 и 1,7 соответственно. В 2010 45,1% опрошенных оценили свой уровень жизни удовлетворительно, 35,4 % оценили его как хороший, 9,4% определили уровень жизни как низкий, 5,4% - как высокий, как критически низкий – 4,7%. (См. Диаграмму 7)

Диаграмма 7

Оценка уровня жизни (%)

Если говорить о занятости студентов, то по сравнению с двумя предыдущими годами наметилась явная тенденция к увеличению числа студентов, совмещающих работу и учебу. В 2007 году процент подрабатывающих составил 19,1 %, в 2008 году – 26,3 %, в 2009 году – 24,9 %, а в 2010 году – 38,7% (См. Диаграмму 8).

Диаграмма 8

Наличие подработки (%)

Следует указать на сильную корреляционную связь (0,236) между степенью развитости таких качеств как активность и энергичность и наличием в настоящее время подработки (помимо учебы). Так как связь является положительной, то можно сделать вывод о том, что чем более развиты активность и энергичность, тем существует большая вероятность того, что студент подрабатывает помимо учебы.

Большинство студентов желают иметь дополнительный заработок (54,4 %), не желают совмещать работу и учебу 32,8 % и 12,8% затруднились ответить на этот вопрос (См. Диаграмму 9).

Причем 16,1% могут найти подработку по специальности, 72,0%-нет, а 11,9%- в какой-то степени.

Диаграмма 9

Желание найти подработку

Вторичная занятость студентов: торговля (29,8%), сфера социальных услуг (25,6%), производство (10,2%), предпринимательство (10,2%). Вариант «другое» указали 24,2% респондентов (См. Диаграмму 10). Это можно связать, прежде всего, с тем, что в сфере торговли и в сфере социальных услуг, во-первых, в этих сферах часто не требуется специальной подготовки, во-вторых, большим количеством свободных вакансий.

Диаграмма 10

Сфера дополнительного заработка

Определяющим критерием выбора работы для студентов является уровень заработной платы (55,9%). Важную роль играет возможность совмещения с учебой (35,7%). Среднюю позицию занимают карьерный рост (18,9) и интерес специальности (14,8). Менее всего на выбор работы для студентов влияют возможность дальнейшего трудоустройства (6,1%) и трудовой стаж (4,0%). Это связано с тем, что большинство студентов работают в непрофильной сфере и не видят перспектив в дальнейшем трудоустройстве и в накоплении трудового стажа.

Для большинства респондентов (55,0%) занятость не влияет на обучение. Для 37,5 % - затрудняет этот процесс, а помогает работа лишь 7,5% респондентов. По отношению к 2009 году  уменьшилось число студентов, которым работа помогает процессу обучения (в 2009 году – 8,7%).

Основная мотивация совмещения работы и учебы для большинства респондентов желание иметь материальную независимость от родителей (38, 7 %) ,иметь карманные деньги (25,3%), для 13,5% респондентов основным мотивом совмещения работы и учебы является оказание помощи семье, 5,1% совмещают работу и учебу из-за необходимости оплачивать учебу и жилье, всего лишь для 3,4% опрошенных главным мотивом является желание не отставать от друзей.