Решеня педагогических ситуаций

Страницы работы

Содержание работы

l. Ситуация деятельности:

1) 7 класс, вторник, 1 урок. Во время урока, после дачи нового материала, учитель дал на закрепление задачи для решения. После 2 минут решения задачи ученик А поднял руку. Учитель подошел к ученику А и ответил на его вопрос. В это время ученик Б, сидящий недалеко от ученика А, тоже поднял руку, желая задать вопрос. Подойдя к нему и выслушав его вопрос, учитель сказал обратиться к ученику А за ответом, так как вопрос ученика Б был аналогичен вопросу ученика А. Но ученик Б не обратился к ученику А за ответом, в результате чего задача была решена неверно.

2) Ситуация глазами:

    a) Ученика А: "У меня появился вопрос, как решать задачу.  Учитель, увидев поднятую руку, подошел ко мне и ответил на вопрос." 

    b) Ученика Б: "У меня возник вопрос, как решать задачу. Учитель, увидев мою поднятую руку, подошел ко мне и, выслушав вопрос, не стал на него отвечать, а отправил за ответом к ученику А. Но мне совсем не хочется обращаться за помощью к этому ученику [из-за личной неприязни]. Поэтому я просто отвечу сам на возникший у меня вопрос, пусть даже неправильно. "

    c) Учителя: "Я увидел поднятую руку ученика А, подошел, и, выслушав вопрос, ответил на него. В это время увидел поднятую руку у ученика Б, сидящего недалеко от ученика А. Подойдя и услышав его вопрос, который был аналогичен вопросу ученика А я, решив, что ученик А, при объяснении ученику Б ответа, сам лучше поймет тему, сказал ученику Б обратиться за ответом к ученику А. Отвлекшись на ученика С, не заметил то, что Б так и не обратился к А."

3) Анализ мотива:

    a) Ученика А: Ученик хотел получить ответ на вопрос, касающийся решения задачи.

    b) Ученика Б: Ученик, с одной стороны, хотел получить ответ на свой вопрос, но с другой стороны, из-за конфликта с учеником А (Вероятнее всего, связанного с тем, что ученики были разного пола, а в возрасте 13 лет уже начинает  чувствоваться разница между полами, но образцов поведения между двумя полами пока не сложилось, из-за чего постоянно возникают конфликты и некоторая неприязнь. По Выготскому.), Б было стыдно или неприятно обращаться к А за ответом.

    c) Учителя: Ответив на вопрос ученика А, и выслушав ответ ученика Б, решил, что будет гораздо лучше для понимания темы учениками дать возможность ученику А объяснить ответ на вопрос ученику Б.

4) Личностная позиция учителя:

К обоим ученикам, и к А и к Б, учитель относился одинаково хорошо, так как оба ученика достаточно хорошо понимали предмет и их поведение на уроке было очень хорошим.  Взаимодействуя с учениками в данной ситуации учитель хотел помочь обоим ученикам лучше освоить тему.

5) Содержание отношений: отношения нейтралитета (невмешательства)

6) Что нового учитель узнал из ситуации:

В результате ситуации учитель сделал вывод, что для более эффективного обучения, в данном случае, необходимо было ответить самому на вопрос ученика Б. В этом случае оба ученика получили бы одинаковые знания и не получилось бы "провала" в знаниях ученика Б.

ll. Ситуация поведения

1) 7 класс, среда, 4 урок. Перед началом урока, на перемене. Один из учеников отказался выполнять просьбу учителя покинуть кабинет до конца перемены. После недолгого конфликта, состоящего из диалога:

- Максим, выйдите из класса. Вас же попросили.

- Не хочу!

- Пожалуйста, выйдите из класса.

...

ученику пришлось покинуть кабинет.

2) Ситуация глазами:

a) Ученика: "Учитель - ненамного меня старше. А значит, не может мне приказывать, я тоже взрослый человек и имею право находиться там, где мне хочется. И мне нужно отстоять свою позицию, чтобы весь класс видел, какой я взрослый".

Похожие материалы

Информация о работе