1. Включают вольтметр тумблером и дают прогреться в течение 30 минут. Переключатель 1 устанавливают в положение 10кОм. Переключатель 2 – в положение «Установка нуля».
2.
После прогрева с помощью шлица
калибровкой 10кОм установить нулевой показание шкалы. Затем перевести
переключатель 2 в положение .
Упражнение 1. Исследование сетевой характеристики
фотосопротивления
1. На оптической скамье размещают осветитель и исследуемое сопротивление, которое соединяют специальным гнездом вольтметра.
2. Открывают полностью ирисовую диафрагму осветителя.
3.
Устанавливают расстояние от центра
лампы осветителя до фотосопротивления 10см и измеряют величину .
4.
Изменяя расстояние через каждые 10см, измеряют для каждого из
них свое значение
.
5.
По формуле (2) для каждого вычисляют величину светового потока.
6.
По полученным данным строят
световую характеристику фотосопротивления, т.е. зависимость .
7. Аналогичное измерение проводят и с другим сопротивлением.
Упражнение 2. Снятие спектральной характеристики
фотосопротивления
1. Устанавливают фотосопротивление на расстоянии 20см от осветителя. Диафрагма полностью раскрыта.
2.
Помещают перед ирисовой
диафрагмой осветителя (фиолетовый, синий, зеленый, желтый, красный) и снимают
для них значения .
3.
Строят спектральную характеристику
фотосопротивления, т.е. зависимость . Длины волн указаны в
таблице и конце описания.
4. Аналогичные измерения проводят и для другого сопротивления.
Упражнение 3. Исследование световой характеристики
полупроводникового фотоэлемента
1. Вместо фотосопротивления помещают на оптической скамье полупроводниковый фотоэлемент и соединяют его с фотоэлементом. При этом следят за тем, чтобы плюс фотоэлемента был присоединен к плюсу микроамперметра.
2. Устанавливают фотоэлемент на расстоянии 10 см от осветителя. Диафрагма полностью раскрыта. Осветитель выключен.
3.
Открыв фотоэлемент, определяют его
темновой ток .
4.
Включают осветитель в сеть и
измеряют величину фототока .Фототок,
вызванный исследуемым источником, фотоэлементом
.
5.
Измеряют диаметр рабочей части
фотоэлемента: вычисляют площадь его рабочей части и по формуле (2) подсчитывают
величину светового потока .
6.
Изменяют через каждые 10 минут
расстояние и находят для них свое значение фототока
. Вычисляют для этих расстояний величину
светового потока
.
7.
Строят график зависимости , т.е. световую характеристику
фотоэлемента.
Упражнение 4. Определение спектральной характеристики
полупроводникового фотоэлемента
1. На пути светового пучка помещают поочередно интерференционные светофильтры с максимум пропускания в диапазоне синей, зеленой, желтой и красной областях спектра.
2. Включают осветитель и измеряют для соответствующих светофильтров величину фототока.
3.
Строят график спектральной
зависимости фототока от длины волны
,
, взяв значения
из таблицы в конце описания, и делают вывод.
Примечание. Фотоэлемент в этом упражнении должен быть удален на 20см от источника света. Диафрагма полностью открыта.
ТАБЛИЦА ДЛИН ВОЛН СВЕТОФИЛЬТРОВ
1. КС-13 – 7000А 4. ЗС-13 – 5400А
2. ОС-13 – 6500А 5. СС-13 – 4000А
3. ЖС-13 – 6000А 6. ФС-13 – 3800А
Площадь светочувствительного слоя фотосопротивления вычисляется по формуле площади круга, предварительно измерив диаметр рабочей части фотоэлемента.
ФСК-1
ФСК-2
Сила
света лампы рассчитывается по формуле , где
– мощность лампы осветителя (
), а
–
механический эквивалент света (
),
Упражнение 5. Определение интегральной чувствительности полупроводникового фотоэлемента
1.
При фиксированном
расстоянии измеряют величину фототока
.
2.
Воспользовавшись
результатами предыдущего вычисления площади , по формуле
(5) вычисляют интегральную чувствительность элемента
.
3.
Аналогично измерения
проводят при других значениях и для них вычисляют
свое значение
.
4.
Находят среднее значение
интегральной чувствительности .
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Внутренний фотоэффект и его особенности.
2. Вентильный фотоэффект (фотогальванический эффект).
3. Практические применения фотоэффекта.
![]() |
Рис.1
|
а) б)
Рис.2
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.