МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УРАВНЕНИЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ ЦЕПЕЙ
Методические указания
к выполнению расчетно-графической работы
по дисциплине «Основы теории цепей»
Для студентов направлений
210300 «Радиотехника» и 210400 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»
Йошкар-Ола
2006
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УРАВНЕНИЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ ЦЕПЕЙ
Методические указания
к выполнению расчетно-графической работы
по дисциплине «Основы теории цепей»
Для студентов направлений
210300 «Радиотехника» и 210400 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»
Йошкар-Ола
2006
УДК: 621.3.01
Методы формирования уравнений электрического равновесия цепей: Методические указания к выполнению расчетно-графической работы по дисциплине «Основы теории цепей» для студентов направлений 210300 Радиотехника, 210400 телекоммуникации / сост. Е.Н.Калачев. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. - 32 с.
Предложены студентам варианты схем электрических цепей для самостоятельного их анализа. Приведены примеры и сделаны методические указания по исследованию различных методов расчета цепей при постоянном токе.
Печатается по решению
редакционно-издательского совета МарГТУ
Рецензент: каф. техн. наук, доцент Р.Г.Хафизов.
© Марийский государственный
Технический университет, 2006
Расчетно-графическая работа посвящена основным методам расчета электрических цепей и предназначена для организации самостоятельной работы студентов направлений 210300 «Радиотехника» (бакалаврист специальностей: 210302 «Радиотехника», 210303 «Бытовая радиоэлектронная аппаратура») и 210400 «Телекоммуникации» (специальность 210405 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»).
Расчетная схема электрических цепей и исходные данные заданий индивидуальны для каждого студента, вариант задания задается преподавателем.
Задания составлены по следующим темам:
1) уравнения электрического равновесия цепи;
2) методы, основанные на непосредственном применении законов Кирхгофа;
3) метод контурных токов;
4) метод узловых напряжений;
5) метод двух узлов;
6) метод наложения;
7) метод эквивалентного источника;
8) баланс мощности;
Задания выполняются студентами последовательно по мере изучения соответствующих разделов курса на лекционных и практических занятиях. Качество и ритмичность выполнения расчетно-графической работы студентами оценивается системой рейтинговой интенсивной технологией модульного обучения( РИТМ) в соответствии с технологической картой дисциплины.
Каждый раздел включает задания расчетного характера, методические указания и примеры выполнения расчетов электрических цепей постоянного тока. В конце каждого раздела приведен перечень литературных источников для дополнительного углубленного изучения рассматриваемых вопросов.
После выполнения всех заданий, проверки их преподавателем и написания введения, заключения и библиографического списка, работа брошюруется и предоставляется на защиту.
Небрежно оформленные работы к защите не допускаются.
ЗАДАНИЯ
1.1. Составить основную систему уравнений электрического равновесия цепи, схема которой изображена на рис.1. Определить величины токов и напряжений на элементах этой цепи, величины параметров элементов для заданного варианта приведены в табл.1.
|
Рис. 1
Таблица 1
Ва- ри- ант |
|||||||||||||||
E1, B |
E2, B |
E3, B |
E4, B |
E5, B |
E6, B |
R1, Ом |
R2, Ом |
R3, Ом |
R4, Ом |
R5, Ом |
R6, Ом |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|||
1 |
10 |
0 |
10 |
0 |
10 |
0 |
10 |
100 |
10 |
100 |
10 |
100 |
|||
2 |
-10 |
0 |
10 |
0 |
10 |
0 |
10 |
100 |
10 |
100 |
10 |
100 |
|||
3 |
10 |
0 |
-10 |
0 |
10 |
0 |
10 |
100 |
10 |
100 |
10 |
100 |
|||
4 |
10 |
0 |
10 |
0 |
-10 |
0 |
10 |
100 |
10 |
100 |
10 |
100 |
|||
5 |
-10 |
0 |
-10 |
0 |
10 |
0 |
10 |
100 |
10 |
100 |
10 |
100 |
|||
6 |
10 |
0 |
-10 |
0 |
-10 |
0 |
10 |
100 |
10 |
100 |
10 |
100 |
|||
7 |
-10 |
0 |
10 |
0 |
-10 |
0 |
10 |
100 |
10 |
100 |
10 |
100 |
|||
8 |
-10 |
0 |
-10 |
0 |
-10 |
0 |
10 |
100 |
10 |
100 |
10 |
100 |
|||
9 |
0 |
10 |
0 |
10 |
0 |
10 |
50 |
500 |
50 |
500 |
50 |
500 |
|||
10 |
0 |
-10 |
0 |
10 |
0 |
10 |
50 |
500 |
50 |
500 |
50 |
500 |
|||
11 |
0 |
10 |
0 |
-10 |
0 |
10 |
50 |
500 |
50 |
500 |
50 |
500 |
|||
* Примечание, знак минус показывает то, что ЭДС направлена в противоположную сторону. Окончание табл. 1 |
|||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|||
12 |
0 |
10 |
0 |
10 |
0 |
-10 |
50 |
500 |
50 |
500 |
50 |
500 |
|||
13 |
0 |
-10 |
0 |
-10 |
0 |
-10 |
50 |
500 |
50 |
500 |
50 |
500 |
|||
14 |
0 |
-10 |
0 |
-10 |
0 |
10 |
50 |
500 |
50 |
500 |
50 |
500 |
|||
15 |
0 |
-10 |
0 |
10 |
0 |
-10 |
50 |
500 |
50 |
500 |
50 |
500 |
|||
16 |
0 |
10 |
0 |
-10 |
0 |
-10 |
50 |
500 |
50 |
500 |
50 |
500 |
|||
17 |
0 |
100 |
0 |
100 |
0 |
100 |
1000 |
50 |
1000 |
50 |
1000 |
50 |
|||
18 |
0 |
-100 |
0 |
100 |
0 |
100 |
1000 |
50 |
1000 |
50 |
1000 |
50 |
|||
19 |
0 |
100 |
0 |
-100 |
0 |
100 |
1000 |
50 |
1000 |
50 |
1000 |
50 |
|||
20 |
0 |
100 |
0 |
100 |
0 |
-100 |
1000 |
50 |
1000 |
50 |
1000 |
50 |
|||
21 |
0 |
-100 |
0 |
-100 |
0 |
100 |
1000 |
50 |
1000 |
50 |
1000 |
50 |
|||
22 |
0 |
100 |
0 |
-100 |
0 |
-100 |
1000 |
50 |
1000 |
50 |
1000 |
50 |
|||
23 |
0 |
-100 |
0 |
100 |
0 |
-100 |
1000 |
50 |
1000 |
50 |
1000 |
50 |
|||
24 |
50 |
0 |
50 |
0 |
50 |
0 |
10 |
200 |
10 |
200 |
10 |
200 |
|||
25 |
-50 |
0 |
50 |
0 |
50 |
0 |
10 |
200 |
10 |
200 |
10 |
200 |
|||
26 |
50 |
0 |
-50 |
0 |
50 |
0 |
10 |
200 |
10 |
200 |
10 |
200 |
|||
27 |
50 |
0 |
50 |
0 |
-50 |
0 |
10 |
200 |
10 |
200 |
10 |
200 |
|||
28 |
-50 |
0 |
-50 |
0 |
50 |
0 |
10 |
200 |
10 |
200 |
10 |
200 |
|||
29 |
50 |
0 |
-50 |
0 |
-50 |
0 |
10 |
200 |
10 |
200 |
10 |
200 |
|||
30 |
-50 |
0 |
50 |
0 |
-50 |
0 |
10 |
200 |
10 |
200 |
10 |
200 |
|||
31 |
10 |
0 |
0 |
0 |
10 |
10 |
10 |
100 |
10 |
0 |
100 |
10 |
|||
32 |
10 |
0 |
0 |
0 |
10 |
10 |
20 |
50 |
20 |
0 |
50 |
10 |
|||
33 |
10 |
0 |
0 |
0 |
10 |
10 |
50 |
20 |
50 |
0 |
10 |
20 |
|||
34 |
10 |
0 |
0 |
0 |
10 |
10 |
10 |
50 |
20 |
0 |
10 |
10 |
|||
35 |
10 |
0 |
0 |
0 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|||
36 |
10 |
0 |
0 |
0 |
10 |
10 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
|||
37 |
10 |
0 |
20 |
0 |
30 |
0 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|||
38 |
0 |
30 |
0 |
20 |
0 |
10 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
|||
39 |
50 |
0 |
20 |
0 |
10 |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||
40 |
0 |
20 |
50 |
0 |
20 |
0 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
|||
41 |
50 |
0 |
50 |
0 |
100 |
0 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
|||
42 |
10 |
0 |
50 |
0 |
10 |
0 |
100 |
50 |
100 |
50 |
100 |
50 |
|||
43 |
10 |
0 |
50 |
0 |
0 |
100 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
|||
44 |
50 |
0 |
0 |
0 |
100 |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||
45 |
100 |
0 |
100 |
0 |
0 |
0 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
|||
46 |
20 |
0 |
0 |
20 |
0 |
0 |
100 |
50 |
100 |
50 |
100 |
50 |
|||
47 |
20 |
20 |
0 |
20 |
0 |
0 |
100 |
100 |
50 |
50 |
100 |
100 |
|||
48 |
50 |
50 |
50 |
0 |
0 |
0 |
50 |
50 |
100 |
100 |
20 |
20 |
|||
49 |
100 |
100 |
100 |
100 |
0 |
0 |
10 |
50 |
10 |
10 |
100 |
100 |
|||
50 |
10 |
10 |
10 |
20 |
0 |
0 |
10 |
10 |
10 |
100 |
100 |
100 |
|||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Основная система уравнений электрического равновесия позволяет определить токи и напряжения ветвей электрической цепи. В общем случае при расширенном топологическом описании цепи (каждый элемент представляется ветвью) число уравнений электрического равновесия равно удвоенному числу ветвей 2р.
Основная система уравнений электрического равновесия цепи включает топологические и компонентные уравнения. Топологические уравнения составляют , используя законы Кирхгофа, для такой цепи можно составить m=q-1 независимых уравнений баланса токов:
, (1)
и n=p-q+1 независимых уравнений баланса напряжений:
(2)
где q, p – число узлов и ветвей; I, U – ток и напряжение ветви цепи.
Компонентные уравнения для цепей постоянного тока – это уравнения составленные на основе закона Ома.
При сокращенном топологическом описании (когда под ветвью понимают участок цепи по элементам которого протекает один и тот же ток) число уравнений, составленных на основе законов Кирхгофа и Ома, уменьшается, однако сами уравнения приобретают более сложный вид. Так компонентное уравнение ветви, содержащей идеализированные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.