05. 09. 98 Лекция 1:
Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические показатели.
Понятие макроэкономики.
Макроэкономика описывает поведение макроэкономической системы в целом, темпы роста цен, динамику роста, платежный баланс. . .
Макроэкономика имеет дело как с долгосрочными колебаниями (циклы Кондратьева), так и с краткосрочными, которые принято называть деловыми циклами.
Микроэкономика рассматривает поведение отдельных фирм и функционирование рынков отдельных товаров.
Фундаментальный вопрос макроэкономики: Может ли и должно ли государство вмешиваться в экономическую жизнь?
Практическое применение макроэкономики – макроэкономическая политика, которая делится на:
· фискальная политика: ее инструменты: налоги, изменение государственных затрат, изменение трансфертных платежей.
· монетарная или кредитно – денежная политика: ее инструменты: изменение денежной массы, изменение ставки (нормы) процента в экономике, регулирование действий банковской системы с помощью различного рода нормативов.
Основные направления исследований в макроэкономике.
Исторически сложились две интеллектуальных традиции в макроэкономической мысли:
1. лучше рынок предоставить самому себе и минимизировать вмешательство государства в его развитие – монетаристская школа
2. государство должно оказывать активное влияние на развитие экономической системы, т.е. воздействие государства может улучшить динамику экономической системы - кейнсианская школа.
1. Монетаристы фактически последователи количественной теории денег. Их тезис: изменение денежной массы – основной фактор, влияющий на динамику важнейших реальных экономических показателей (реальный ВНП и др.)
Прародители этой теории: меркантилисты: Т. Манн, Дж. Локк.
Монетарист Ирвинг Фишер 1911г: «покупательная сила денег».
Современные представители: Милтон Фридман (она) – профессор Чикагского университета: Фридман и Анна Шварц в 1963г «История денежного обращения США 1867 – 1960г» - при помощи статистики показали, что изменение денежной массы сильно влияет на реальный ВНП.
Слева представлено поведение функции денежного обращения и реального ВНП во времени
2. Дж. Кейнс: «Общая теория занятости, процента и денег» - поставил под сомнение возможность эффективного саморегулирования экономической системы.
1937 – статья Джона Хикса в журнале эконометрика на основе идей Кейнса: «Мистер Кейнс и классики: предлагаемая интерпретация» - предложил в ней модель IS – LM – основная модель курса Макроэкономики.
На сегодняшний день существуют две основных школы в макроэкономике:
· новая классическая школа (неоклассическая)
· новая кейнсианская школа (посткейнсианская)
Неоклассики: Роберт Барро, Томас Арджин.
3 постулата неоклассической школы:
1. экономические агенты максимизируют свои результаты, фирмы и домохозяйства принимают оптимальные с точки зрения их целей решения.
2. решения, принимаемые субъектами экономики, рациональны и используют всю необходимую информацию (часто неоклассическую школу называют школой рациональных ожиданий, но теория рациональных ожиданий лишь часть теоретического подхода экономистов, принадлежащих этой школе).
3. Ясность поведения рынка: т.е. не существует причин, по которым фирмы и рабочие не могли бы изменить заработную плату и цену, если бы это улучшило их благосостояние. Цены и зарплата изменяются в соответствии с равенством спроса и предложения.
Посткейнсианцы: Оливер Блэдшер, Грегори Мэнкью.
Тезис: «рынок не является ясным и простым» Þ посткейнсианцы пытаются найти причины, по которым рынок может быть разрушен и пытаются предотвратить их возникновение. Посткейнсианцы выделили две основных проблемы:
1. Проблема недостаточности информации
2. Проблема стоимости, лежащей в основе цен (точно не понял, возможно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.