Эволюционный позитивизм преобладал в ранних работах Зиммеля. Еще одно ключ понятие – соц группа. Размер группы прямо пропорционален степени свободы ее членов (чем меньше группа, тем более сплоченно она должна действовать и тем сильнее связаны ее члены для защиты своего единства). С ростом группы разрешенные границы и лимиты идентификации ее членов возрастают, следовательно уровень индивидульной свободы растет. Расширение границы ведет к реализации пространственного аспекта социации, что в свою очередь ведет (относительно процесса развития души) к развитию способности к абстракции; увелич-е числа членов в группе, сопровождаемое диф-ей ее эл-тов, порождает умственную способность к ассоциациям (растет интеллект и способность к развитию осознания).
Подъем и развитие интеллекта связан с началом и развитием денежной экономики. Появление денег как универсального средства обмена также управляется историческим процессом пространственного расширения и неизбежной дифф-и эк ячеек. Деньги, как и интеллект, развиваются параллельно с ростом свободы и инд-ти членов соц групп посредством разделения труда. Подъем и развитие интеллекта и денег означает начало общ-ва в его ист развитии. Деньги лишают произведенные вещи их целевого хар-ра, превращая их в средство (пример: проституция – чел становится средством для обеих сторон). Подчинение становится требованием бизнеса – субъективный, личностный элемент изчезает из отношений.
Соц-я Зиммеля по сути прест собой метод вычисления из всего ряда совок-ти соц явлений особого ряда факторов – социаций или форм обобществления. За выявлением чистых форм следует их упорядочивание.ю псих-е обоснование и описание в ист изменении и развитии. Психический акт, предст собой желание, воспоминание, утверждение и т.д. (это объективное содержание сознания или опыт) Форма лучше всего определяется задачами, к-е она выполняет: 1. Форма отражает несколько содержаний одновременно и таким образом, что они образуют единство 2. При обретении формы эти содержания отделяются от др содержаний 3. Формы структурирую содержания, к-е они отражают во взаимодействии др с др. Форма – это унификация материала с т зр функции, к-ю она выполняет. Культурно, исторически обусловленные продукты чел разума: цели, ожидания, потребности индивидов и структуры интеракции повторяются наиб часто и хар-ны для всех ист явлений любого рода. Чел общ-во поднимается в комбинации этих структур. Задача формал соц-и – не делить цельные соц формации на части, но выделить те аспекты в них, к-е сост-т общ-во как межиндивидуальное явл-е.
Сущ 2 осн группы форм: 1. Соц процессы– явл-я постоянные, не зависящие о конкр сит-й (господство, подчинение). Или например Мода – лицо, следующее моде одновременно дифф-ет себя от др и утверждает членство в опред группе. Мода невозможна в первобытном общ-ве, с его максимумом унификации. Еще один пример – правящая олигархия, одевающаяся однообразно, ине желающая выделяться. Причина моды – разложение старых убеждений, обычаев (отсюда господствующее влияние ее в науках, искустве). Однако мода имеет постоянство, как соц форма, не смотря на переходящий характер каждой конкр моды. 2. Соц типы (циник, бедняк, аристократ). Лицо, вовлеченное к к-л конкр тип приобретает его хар-е черты.
Соц формы можно классиф-ть по степени отдаления от непоср значимых психологич манифестаций. Стихийные формы – обмен, личные склонности, поведение толпы, наименее отдалены от содержания. Стабильные формы (экономические и формальные организации) более отдалены от содержания. Чистые формы социации наиб отдалены от стихийности соц жизни. Они же явл-ся реально существующими формами. Чистые, потому что их содержание исчезло (полит форма «старый режим» пережившая свое время и не удовл-я индивидов, или «наука для науки»). Свободная социабельность – инд-ды вступают в нее, лишенные значимых хар-к (флирт – форма секс отношений без реального эротического содержания; главное не содержание, а удовольствие от общения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.