Лабораторная работа № 2
КОНВЕРТИРОВАНИЕ АВИАЦИОННОГО ТРДД В ГТУ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНВЕРТИРОВАННОЙ ГТУ
Цель работы
1. Смоделировать условия работы ГТУ, при которых режим работы ГГ ГТУ соответствует расчетному режиму работы ГГ ТРДД.
2. Определить параметры ГТУ и режим работы компрессора для наземных условий (Н = 0, Мн = 0, стандартные атмосферные условия) при работе на максимальной частоте вращения ГГ.
3. Расчетным путем получить дроссельную характеристику конвертированной ГТУ. Определить режим работы ГТУ, при котором обеспечивается расчетный режим работы компрессора.
4. Расчетным путем получить климатическую характеристику конвертированной ГТУ.
Общие сведения
Конвертирование авиационного ТРДД в ГТУ для энергетики можно осуществить разными путями. Наиболее простым из них является использование в ГТУ газогенератора ТРДД. Сочетание ГГ ТРДД со свободной турбиной и выходным диффузором позволяет получить ГТУ по схеме турбовального двигателя (рис. 2.1).
При конвертировании ГТУ из ТРДД важными являются вопросы выбора расчетного режима ГТУ, оценки режима работы и запаса устойчивости компрессора, влияния режима работы и атмосферных условий на мощность и экономичность ГТУ.
В данной лабораторной работе эти задачи решаются путем численного моделирования ГТУ с помощью программы расчета MGTD, описанной в работе [2]. Кроме того, в качестве ГГ используется ГГ ТРДД, характеристики которого получены в лабораторной работе №1.
Поскольку программа расчета характеристик турбовального двигателя не предусматривает возможности использования известных характеристик ГГ, вначале необходимо спроектировать ГТУ, у которой характеристика ГГ такая же, как у ГГ ТРДД (ГГ одинаковы и конструктивно). Для этого нужно обеспечить одинаковость параметров газогенераторов при одних и тех же условиях на входе в ГГ.
Параметры ГГ удобно разбить на две группы:
– параметры ГГ, задаваемые в исходных данных;
– параметры ГГ, полученные в результате расчета ГТУ.
Вторая группа параметров используется для оценки правильности моделирования ГГ ГТУ путем сопоставления с аналогичными параметрами ГГ ТРДД. Такими параметрами являются и .
К первой группе параметров относятся: , , , , , , , , .
Моделирование условий на входе в ГТУ (, ) осуществляется с помощью подбора расчетных значений высоты Нр и числа М полета Мнр, т.е. ГТУ и ее ГГ проектируются не для условий их наземной работы, а для условий, соответствующих расчетному режиму работы ГГ ТРДД.
После получения результатов расчета параметров ГТУ на режиме, соответствующем условиям работы ГГ в ТРДД, необходимо определить параметры ГТУ и ее элементов (прежде всего ГГ и компрессора) при работе в наземных условиях (Н = 0, Мн = 0, стандартные атмосферные условия) с программой управления ГТУ или . Для этого, по сути, выполняется расчет высотно-скоростных характеристик ГТУ (рассчитываются несколько точек при уменьшающихся до ноля высотах и числах М полета).
На основе анализа перемещения рабочей точки вдоль ЛСР на характеристике компрессора при уменьшении Н и Мн необходимо сделать вывод об изменении углов атаки лопаток в ступенях компрессора, запаса устойчивости и КПД компрессора, параметров цикла, а также оценить влияние этих факторов на экономичность, ресурс и эксплуатационные свойства ГТУ.
Учитывая, что важнейшим требованием к наземным ГТУ является
обеспечение высокого ресурса, выбрать режим работы ГТУ, удовлетворяющий этому требованию. Очевидно, что для повышения ресурса конвертированной ГТУ требуются пониженные значения температуры газа и частоты вращения ротора ГГ , а также расчетные значения углов атаки лопаток лопаточных машин (особенно компрессора).
Для выбора расчетного режима наземной ГТУ выполняется расчет дроссельной характеристики ГТУ в диапазоне .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.