неорганизованный, а так же развлекательный, домашний, общественно- политический, разрушающий и др. Между ними существует тесное взаимопроникновение.
На формирование досуга оказывает влияния множество факторов, опосредованно или напрямую. Под прямым влиянием мы будем понимать влияние, непосредственно направленное на формирование типа досуга. Семья и группы сверстников, личностные характеристики оказывают прямое воздействие, очерчивая круг занятий, которые приемлемы или неприемлемы для индивида. Например, родители говорят ребенку, чем он может заниматься в свое свободное время, а чем не может; могут записать в музыкальную школу или отправить в пионерский лагерь. Принадлежность к той или иной группе сверстников (дружеская компания, кружок по интересам) так же определяет тип досуга, которым все члены группы занимаются вместе (обычно). Под личностными характеристиками мы будем понимать систему ценностей самого индивида, его личный опыт, убеждения, верования и т.д.
Опосредованное или косвенное влияние оказывают группы, с которыми индивид непосредственно не взаимодействует, и социальные институты. Влияние может происходить через прививание соответствующих ценностей, через формальные и неформальные правила и нормы, регулирующие действия индивида. При этом они не диктуют, чем именно должен заниматься индивид, но очерчивают его возможности по выбору типа занятия, а значит, и досуга. Примером опосредованного влияния являются культура и ее виды: массовая, общая, субкультура, контркультура; остальное население, под которым мы будем понимать совокупность индивидов, через механизм социального одобрения/неодобрения оказывающих влияние на поведение молодежи; государство, через систему нормативно-правовых актов предписывающих поведение индивидов; территориальный фактор и социально-экономическое положение в стране, определяющие возможность проведения досуга (так в жарких странах преобладающий тип досуга молодежи будет отличаться от досуга северных стран; род деятельности городской молодежи отличается от сельской, или деятельность молодежи в районе с напряженной криминальной обстановкой или бедных районах будет менее разнообразной, чем в благополучных районах и т.д.). Институт образования так же оказывает непрямое влияние на досуг, в основном через формирование ценностей и взглядов на мир индивида.
Таким образом, мы можем разделить две группы факторов: внутренние и внешние. Под первыми мы будем понимать социальное окружение (семья и сверстники) и личностные характеристики индивида, а вторую группу факторов мы можем обобщить под термином внешнее окружение.
Влияние так же может быть как односторонним, так и двусторонним. Допустим, то, как проводят свой досуг школьники выпускных классов повлиять на формирование общей культуры общества не может, однако общая культура оказывает косвенное влияние на формирование типа досуга этих школьников– это связь односторонняя.
Одной из функций досуга является развитие личностных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.