творческим, трудом, а также потенциальных специалистов: студентов, аспирантов и стажеров.
Низкая оплата труда, ухудшение условий (за последние два десятилетия внутренних затрат на научные исследования и разработки в сопоставимых ценах уменьшились в 15-18 раз, ухудшилась материальная база науки), невостребованность результатов научной деятельности, недооценка обществом социальной значимости интеллектуального труда и его престижности, а так же отсутствие возможностей реализовать себя как ученого делают “утечку умов” из России практически неизбежной.
Несомненно, отъезд русских, впрочем, как и любых других специалистов и ученых за рубеж в современных условиях является причиной развития науки в целом. Но, с другой стороны, массовый выезд научных кадров (а в некоторых важных отраслях науки – даже несколько крупных ученых) является очевидной потерей для страны. Во-первых, ослабляется научно-технический потенциал страны, что предопределяет замедление научного и, как следствие, социально-экономического роста. К тому же усиливается научно-техническое отставание от стран Запада, снижается конкурентоспособность России на международном рынке. Во-вторых, остаются невозмещенными затраты государства на воспитание, обучение и повышение квалификации эмигрантов. В-третьих, весьма значительна упущенная выгода, равная ожидаемому вкладу эмигрантов в экономику и науку страны при условии их отказа отъезда за рубеж. Так, по оценке Комиссии по образованию Совета Европы, ущерб России от выезда специалистов может составлять ежегодно сумму в размере 50 млрд. долларов. В-четвертых, страна несет и существенные социально-демографические потери. И дело здесь не только в том, что эмигрируют, как правило, лица в репродуктивном возрасте и в возрасте максимальной активности вступления в брак, но и в том, что таким образом нарушается процесс социального воспроизводства собственно научных кадров и интеллигенции в целом, преемственность поколений.
Конечно же, существуют различные варианты контроля процесса научной эмиграции. В некоторых источниках (таких как №4 из списка литературы, где немаловажным источником является доклад министерства образования РФ 1994 года) считается, что России следует воспользоваться опытом стран Восточной Европы, так как они несколько раньше столкнулись с масштабной "утечкой умов". Центральное положение такой политики занимает курс на всемерное расширение международного сотрудничества в следующих областях: оценка, отбор и распределение научно-технического персонала; обучение выпускников; реализация программ получения ученой степени, расширения кооперации и межгосударственной мобильности кадров. Важнейшим инструментом регулирования интеллектуальной миграции является также кооперация с научно-исследовательскими фондами развитых стран.
Научно-познавательная проблема.
Несмотря на все дисфункции процесса “утечки умов” в России (это и денежные потери, и торможение развития и многое другое), со стороны государства нет активного регулирования данного процесса (тем более внутригосударственного). А только наоборот, государство при всем осознании данной проблемы, продолжает стимулировать научную эмиграцию (низкая з/п, низкая материально-техническая база
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.