внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов – детекторов новизны.
Б) ……………………………………………..- оно складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объект.
В) - ……………………………………….оно ничем не управляется, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Г) …………………………………………регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Д) ……………………………………………- такое внимание не связано с участием воли, не требует усилий, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредотачивать на чем-то внимание.
Е) ………………………. такое внимание включает в себя волевую регуляцию, оно обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек в таком случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя внимание на удовлетворение другого.
Ж) ………………………………- такое внимание преимущественно связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое - либо чувственное впечатление.
З) …………………………… - для данного вида внимания характерна сосредоточенность и направленность мысли, объектом интереса является мысль.
Задание 7. Впишите в нужное место в предложения слова: «произвольное внимание», «непроизвольное внимание», «послепроизвольное внимание»
………………………………….. - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. В отличие от подлинно …………………………. внимания ………………………………… внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается с сознательными интересами. В то же время в отличии от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.
Задание 8.Соотнесите фамилии психологов с их взглядами на внимание:
Т. Рибо |
Д.Н. Узнадзе |
П. Я. Гальперин |
А) Внимание является одним из составляющих ориентировочно исследовательской деятельности (контроль за содержанием образа, мысли и т. д.)
Б) Интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.
В) Установка напрямую связана с вниманием. Внутренне она выражает состояние внимания человека.
Задание 9.Соотнесите фамилии психологов с названием их теории внимания.
Д.Н. Узнадзе |
«Моторная» теория внимания (или психофизиологическая) |
Т.Рибо |
Теория «установки» |
Задание 10. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие – для непроизвольного внимания.
А) Постановка вопросов и решений небольших задач на протяжении определенного отрезка времени;
Б) Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменения в раздражителях;
В)Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета;
Г) Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности;
Д) Использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал;
Е) Постановка существенно значимых целей и задач деятельности.
Произвольное внимание – Непроизвольное внимание –
Задание 11. Определите и запишите, о каких доминирующих индивидуальных свойствах внимания каждого из школьников идет речь в разговоре учителей начальных классов.
Как-то в учительской зашел спор о том, кого из учеников 4 «А» класса можно назвать более внимательным. Классный руководитель сказал: «Ваня самый внимательный. Когда он читает учебник или слушает, что ему говорят, то ничего
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.