§ 47. Показателивыбораоптимальногопути
Эффективность плавания судов в значительной мере зависит от выбора пути с благоприятными гидрометеорологическими условиями.
При этом только учет ряда показателей эффективности — безопасность плавания, сокращение времени перехода, сохранность грузов, экономия топлива — дают суммарный экономический эффект. В этом случае следует применять термин «оптимальный морской путь».
Наиболее часто за определяющий показатель эффективности выбирают минимальную продолжительность рейса, при котором обеспечивается безопасность плавания. В этом случае плавание осуществляется по так называемому «наивыгоднейшему пути».
Если судно в рейсе не придерживается оптимального или наивыгоднейшего пути, то такое плавание условно можно назвать «свободным».
Продолжительность плавания судна изменяется в зависимости от степени воздействия гидрометеорологических факторов на отдельных участках пути.
48. Выбороптимальногопутисудоводителями
В настоящее время в судовождении используется ных приема выбора оптимального пути:использование специальных гидрометеорологических пособий в которых даны сезонные рекомендованные пути;
определение пути плавания капитаном на основании гидро метеорологической информации, поступающей на судно. Сезонные пути. Такие пути определяются с использованием среднестатистических данных гидрометеорологических характеристик конкретного района Мирового океана.
Выбранный на основании климатологических данных маршрут называется климатическим или сезонным путем, так как на нем учитываются только наиболее характерные особенности распределения гидрометеорологических элементов по сезонам года.
Сезонные пути в общем случае не являются кратчайшими по расстоянию и могут включать значительные обходы, обусловленные климатическими особенностями того или иного района Мирового океана.
Рекомендованные сезонные пути приведены в специальном пособии «Океанские пути мира».
Кроме того, имеется ряд других пособий, описанных в § 43,
которые могут быть использованы для выбора наиболее благо-
приятного по гидрометеорологическим условиям пути судна. При
использовании таких пособий на бланке-карте прокладывается маршрут перехода по кратчайшему расстоянию. Затем изучают по климатическим пособиям гидрометеорологические условия на всем маршруте перехода и в прилегающих к нему районах.
По режимным данным, выбираемым из климатических пособий, маршруты перехода разбивают на отдельные участки с однородными гидрометеорологическими условиями и определяют наибольшую повторяемость отдельных гидрометеорологических параметров на каждом отрезке пути.
В качестве основных параметров обычно берут данные о ветре и волнении. Однако в зависимости от района плавания важно бывает учитывать данные о течениях, льдах, туманах и возможности обледенения.
С учетом основных эксплуатационных характеристик судна: скорости, водоизмещения, загрузки, вычисляются потери скорости хода на отдельных участках пути. Для определения этой величины используются методы, изложенные в § 45.
Определив потери скорости судна на отдельных участках пути, находят суммарную потерю скорости на всем маршруте перехода и соответственно среднюю скорость судна. Последняя сравнивается с технической скоростью судна и определяется, какой путь будет наиболее эффективным.
В настоящее время сезонные пути чаще используются для разработки новых маршрутов плавания и для планирования перевозок различных грузов.
Определение оптимального пути на судне. Этот прием заключается в том, что на основании гидрометеорологической информации, передаваемой на суда, капитан сам выбирает оптимальный путь.
При этом судоводителям приходится рассматривать два наиболее характерных случая определения оптимального пути судна.
1. Судно совершает плавание по рекомендованному сезонному пути. Однако реальные гидрометеорологические условия на маршруте значительно отличаются от средних. В этом случае можно выбрать два варианта плавания с удлинением или сокращением пути S, на которых наблюдаются наиболее благоприятные условия погоды.
2. Судно следует при общей благоприятной гидрометеорологической обстановке кратчайшим путем по дуге большого круга.
На основании полученного из гидрометеорологического центра трехсуточного прогноза погоды, извещающего о значительном ухудшении гидрометеорологических условий в районе плавания, необходимо принять решение об изменении пути в область с более благоприятными условиями погоды. В этом случае длина пути увеличивается и судоводитель должен оценить целесообразность такого изменения курса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.