При включении гирокомпаса в таймере вырабатываются две команды: «Форсаж» и «ГА».
В блоке питания БП-2 приводного двигателя гироскопа по команде «Форсаж» формируется двухфазное напряжение 18 В частотой 480 Гц для разгона (Форсажа) ДНГ. Форсаж продолжается в течении 68 с, после чего напряжение питания двигателя понижается до 10 В.
При включении гирокомпаса по команде «Форсаж» питание подается на усилители УСС1 и УСС2, но управляющие сигналы с датчиков ДУy и ДУZ не поступают. Только после окончания разгона ДНГ, т.е после окончания режима «Форсаж», включается управление следящей системы от ДУy и ДУZ.
Сигнал датчика ДУy через усилитель УСС1 поступает на двигатель ДСY, а сигнал датчика ДУZ через УСС2 поступает на двигатель ДСZ.
Отрабатывая эти сигналы двигатели обеспечивают постоянное удержание гироблока, а следовательно и платформы, в таком положении, когда его продольная ось совмещена с главной осью ротора гироскопа.
Затем, по команде таймера «ГА» сигнал акселерометра, через цифровой фильтр ЦФ, усилитель У1 и сумматор С1 поступают на датчик момента и осуществляет горизонтирование платформы. Режим горизонтирования функционирует в течение 267 с. с момента включения гирокомпаса.
Одновременно сигнал акселерометра, пропорциональный углу β, поступает после усилителя У1 на сравнивающее устройство СУ1 формирователя эталонных сигналов ФЭС.
Через 267 с. таймер заменяет команду «ГА» на команду «АП» (автоприведение). По этой команде сигнал акселерометра поступает на оба датчика моментов.
На ДМУ сигнал акселерометра следует через ЦФ, операционный усилитель ОУ, усилитель У2 и сумматор С2. В операционном усилителе сигнал акселерометра умножается на secφ и поэтому на выходе ОУ сигнал имеет вид β/cosφ. Это сделано для того, чтобы период То гирокомпаса не зависел от широты места.
Датчики моментов, действуя на ротор гироскопа, вызывают его прецессию в горизонтальной и вертикальной плоскостях, соответственно.
Момент датчика ДМУ придает гироскопу свойство избирательности по отношению к плоскости истинного меридиана и превращает его в чувствительный элемент гирокомпаса.
Момент датчика ДМZ придает гироскопу свойство избирательности по отношению к плоскости истинного горизонта. Благодаря этому свойству незатухающие колебания гирокомпаса, обусловленные действием датчика ДМУ, преобразуются в затухающие.
Кроме этого, датчики моментов, вызывающие прецессию гироскопа относительно его оси ОУ и ОZ приводят к появлению на датчиках углов ДУУ и ДУZ напряжений рассогласования, пропорциональных сигналу акселерометра. Эти напряжения, через УСС, поступают на двигатели стабилизации ДСУ, ДСZ которые производят поворот платформы синхронно с движение гироскопа в азимутальной и горизонтальной плоскостях. Таким образом, через 267 с. после включения гирокомпаса, начинается автоматическое приведение платформы в меридиан и горизонт.
Откорректированный сигнал акселерометра β/cosφ после усилителя У2 ответвляется на сравнивающее устройство СУ2 формирователя ФЭС.
Через 18 мин 24 с. после включения гирокомпаса начинается сравнивание сигнала β/cosφ с величиной порогового сигнала Uп1 , равной 250 мВ. Если величина сигнала не превышает значения Uп1, то в таймере начинается отсчет времени (8 мин). Если за это время указанный сигнал не превысит Uп1 (что свидетельствует об окончании приведения гироскопа в плоскость меридиана), то таймер снимает команду «АП» и выдает команду «ГК», формируя сигнал готовности в пульт оператора.
Таким образом, режим «АП» характеризуется коротким периодом. При этом в СУ2, постоянно сигнал акселерометра, поделённый на cosφ, сравнивается с эталонным напряжением. При равенстве этих двух величин короткопериодный гирокомпас, по команде «ГК», переходит в режим рабочего длиннопериодического. На пульте оператора загорается индикатор «Готовность».
Переключение в режим «ГК» происходит при отклонении главной оси гироскопа от меридиана не более чем на 1°.
В реальных условиях время готовности гирокомпаса к навигационному использованию составляет от 25 до 120 минут.
После прохождения команды «ГК», когда изменяются коэффициенты усиления в обоих каналах управлении, начинается в СУ2 сравнивание сигнала β с пороговым сигналом Uп2 равного 1 В. Это сравнение продолжается в процессе всей дальнейшей работы гирокомпаса. Если по какой-либо причине, главным образом вследствие маневра судна, сигнал β превысит значение Uп2 то на это время компас автоматически переходит из режима «ГК» в режим «ГА». В этом режиме точность курсоуказания определяется дрейфом гироскопа в азимуте, который составляет примерно 0,1°/ч.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.