Социальная информатика: Программа и методические материалы по курсу

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Программа и методические материалы по курсу

для студентов  специальностей  350300 Регионоведение, 350500 Социальная       работа,  350800 Документоведение и документационное обеспечение управления, 075300 Организация и технология защиты информации, 075400 Комплексная защита объектов информатизации

ЧЕЛЯБИНСК

 2004

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I.

ИНФОРМАЦИОННО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

     Тема 1. Информационное общество как стратегический

      курс России

     Тема 2. Информационная культура как основа информационного

     общества (проблема понятия)

     Тема 3. Эволюция информационной культуры общества
     Тема 4. Психофизиологические основания информационной

     культуры личности

     Тема 5. Методологические основы информационной

     деятельности

РАЗДЕЛ II.

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

     Тема 1. Информационные технологии в информационном

     обществе

     Тема 2. Технология обработки информации
     Тема 3. Информационный рынок в России
     Тема 4. Правовые основы информационного общества
     Тема 5. Информационная безопасность общества и личности
     Тема 6. Основные компоненты информационной культуры

     специалиста

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

     Практическое задание №1. Библиографическое описание

     документов

     Практическое задание №2. Анализ поисковых

     возможностей систематического каталога (СК)

     Практическое задание №3. Анализ поисковых

     возможностей библиографических указателей (БУ)

     различных видов

     Практическое задание №4. Отбор литературы по теме

     Практическое задание №5. Информационное свертывание.

     Аннотирование

     Практическое задание №6. Информационное свертывание.

     Реферирование

ЗАДАНИЕ ДЛЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Тема 1

Информационное общество как стратегический курс России

1.  Факторы повышения статуса информации в конце ХХ века.

2.  Информатизация общества: общее понятие и эволюция.

3.  Признаки информационного общества.

4.  Особенности вхождения России в информационное общество.

5.  Основные направления информационного развития России.

Тема 2

Информационная культура как основа

информационного общества (проблема понятия)

1.  Проблема определения информационной культуры.

2.  Сущность информации в современной науке.

3.  Типы и виды информации.

4.  Признаки качества информации.

5.  Концепции культуры в современной науке.

6.  Определение информационной культуры.

Тема 3

Эволюция информационной культуры общества

1.  Понятие социально-коммуникационной системы.

2.  Культура словесности (появление языка).

3.  Культура  письменности (изобретение письменности).

4.  Книжная культура (изобретение книгопечатания).

5.  Культура средств массовой информации (СМИ), газетно-журнальная культура (изобретение средств  связи и коммуникации).

6.  Экранная культура (возникновение и развитие компьютерных информационных технологий).

Тема 4

Психофизиологические основания информационной

культуры личности

1.  Информационные потребности личности.

2.  Информация как инструмент мышления.

3.  Документированная информация – характер ее восприятия и понимания.

4.  Информационная деятельность личности.

Тема 5

Методологические основы информационной

деятельности

1.  Понятие информономии.

2.  Всеобщие информационные законы.

3.  Статические законы функционирования информации в обществе.

4.  Динамические законы функционирования информации в обществе.

5.  Принципы организации информационного производства.

РАЗДЕЛ II. ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Тема 1

Информационные технологии

 в информационном обществе

1.  Проблема понятия "информационные технологии".

2.  Структура информационной сферы. Понятие  информационной деятельности.

3.  Информационные технологии в области создания и распространения информации.

4.  Информационные технологии в области формирования информационных ресурсов, подготовки  информационных продуктов и услуг (ИПУ).

5.  Информационные технологии в области поиска, получения, передачи и потребления информации.

6.  Информационные технологии в области  создания и применения информационных систем и средств  их обеспечения.

7.  Информационные технологии в области создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.

Тема 2

Технология обработки информации

1.  Необходимость обработки информации. Понятие АСОД.

2.  Библиографическое  описание.

3.  Информационное свертывание: Аннотирование.

4.  Информационное свертывание: Реферирование.

5.  Информационное свертывание: Научно-аналитическое обозрение.

6.  Характеристика информационных изданий ИНИОН.

Тема 3

Информационный рынок в России

1.  Информация как товар.

2.  Признаки качества информационных продуктов и услуг.

3.  Участники информационного рынка.

4.  Структура информационного рынка в России. Рынок информации.

5.  Рынок электронных сделок

6.  Рынок электронных коммуникаций

Тема 4

Правовые основы информационного общества

1.  Понятие "информационное право": проблема определения.

2.  Субъекты информационного права.

3.  Информация как объект информационного права.

4.  Информационные отношения как предмет информационного права.

5.  Методы информационно-правового регулирования.

6.  Структура информационного законодательства.

Тема 5

Информационная безопасность общества и личности

1.  Структура информационной безопасности.

2.  Информационная безопасность духовной жизни общества.

3.  Информационно-психологическая безопасность личности.

4.  Энергоинформационная и психофизиологическая безопасность личности.

5.  Проблемы информационного поведения личности для

6.  обеспечения информационной безопасности.

Тема 6

Основные компоненты информационной

культуры специалиста

1.  Определение и структура информационной культуры специалиста.

2.  Алгоритм информационной адаптации специалиста в отрасли.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература по курсу:

1.  Астахова Л.В. Социальная информатика: Учебное пособие.–Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001.

Дополнительная литература по курсу:

1.  Соколова И.В. Социальная информатика (социологические аспекты).– М.: Союз, 1999. – 208с.

2.  Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. – М.: Аcademia-Наука, 1998. – 307 с.

3.  Урсул А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. – М., 1990. – 267 с.

ПРАКТИЧЕСКИЕ   ЗАДАНИЯ

Практическое задание №1

Библиографическое описание документов

      Трансформируйте отдельные элементы сведений  о документах в их библиографическое   описание  в соответствии с ГОСТ 7.1-84 "Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления".

1.  Описание книги.

2.  Описание учебника.

3.  Описание статьи из сборника научных трудов.

4.  Описание статьи из продолжающегося сборника научных трудов.

5.  Описание статьи из журнала.

6.  Описание статьи из газеты.

7.  Описание  автореферата диссертации.

Практическое задание №2

Анализ поисковых возможностей

систематического каталога (СК)

1.  Дайте определение систематического каталога.

2.  По какому принципу в нем располагаются библиографические записи?

3.  Перечислите отрасли знаний, по которым Вы можете  найти информацию по СК.

4.  Запишите в тетрадь 2–3 примера классификационных индексов, присвоенных документам  и указанных на каталожных карточках с их описанием в СК.

5.  По какой системе библиотечно-библиографической классификации организован СК НБ ЮУрГУ?

6.  Найдите отрасль знания и раздел СК, к которому относится тема Вашей самостоятельной  работы. Перечислите основные  деления этого раздела.

7.  Что такое АПУ? В чем заключается его отличие от СК?

8.  По какому принципу организован АПУ к СК?

9.  Приведите пример формулировки предметной  рубрики из АПУ к СК в  НБ ЮУрГУ.

10. Переведите тему Вашей самостоятельной работы на язык предметных рубрик. Назовите не менее 5 предметных рубрик.

11. Запишите в тетрадь результат поиска информации в АПУ к СК по каждой предметной рубрике.

12. Запишите в тетрадь результат поиска информации по СК. Оформите  его в виде списка литературы по теме самостоятельной работы. Расположите материал от общего к частному.

Практическое задание №3

Анализ поисковых возможностей

библиографических указателей (БУ) различных видов

1.  Что такое библиографический указатель?

2.  Дайте полное библиографическое описание анализируемого  БУ.

3.  Для кого предназначено это информационное издание?

4.  Какова периодичность выхода в свет этого издания?

5.  Какие типы изданий   включаются в этот БУ?

6.  Литература на каких языках отражается в этом БУ?

7.  Каковы хронологические границы отраженных в БУ документов?

8.  Какова его структура?

9.  Как располагаются библиографические записи внутри разделов БУ?

10. Какой библиографической характеристикой сопровождаются библиографические записи?

11. Назовите вспомогательные указатели, дополняющие основной ряд библиографических записей в данном БУ.

12. К чему отсылают цифры во вспомогательных указателях?

13. Какие  типы информационных запросов можно  удовлетворить по данному БУ?

14. Назовите достоинства и недостатки поисковых возможностей

Похожие материалы

Информация о работе