Земельное право: Учебно-методический комплекс (Краткое содержание дисциплины. Примерные задания к семинарским занятиям)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и гражданского процесса

ЗЕМЕЛЬНОЕ  ПРАВО

Учебно-методический комплекс

 

 

 

 

Новосибирск

2007

Настоящий учебно-методический комплекс  предназначен для студентов 3-го курса юридического факультета, обучающихся по основной образовательной программе по специальности 030501 «Юриспруденция». Комплекс рассчитан на 116 часа; из них 32 часа – лекции, 32 – семинарские занятия, 52 часа – на самостоятельную работу для студентов очной формы обучения; для студентов очно-заочной формы обучения: 14 – лекции, 10 – семинарские занятия, 106 часов – на самостоятельную работу. В УМК представлен учебно-тематический план курса, рассчитанный на 6-й семестр, краткое содержание дисциплины, примерные задания к семинарским занятиям для студентов очной формы обучения с рекомендуемой методикой решения задач, содержание и форма самостоятельной работы студентов, перечень основной и дополнительной литературы.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Составитель

Ю. В. Кудрицкая

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати методической комиссией юридического факультета, протокол № 5 от 06.06.2007 г.

© Новосибирский государственный 

университет, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цели и задачи дисциплины……………………………...…………….4

Место дисциплины в системе высшего

профессионального образования……………………………………...6

Требования к уровню освоения содержания дисциплины………….6

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Примерный тематический план……….…………………………..…..7

Разделы дисциплины…………………………………..……………...10

1. Общая часть земельного права……..…..………………………....10

2. Особенная часть земельного права….….………….…..………….17

3. Специальная часть земельного права ………………………….....20

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Задания к семинарским занятиям……………………………………21

Вопросы к зачету по дисциплине «Земельное право»…………...…41

Примерная тематика дипломных работ……………………………..43

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты……………………….………................45

Основная литература…………………………………………………48

Дополнительная литература……………………………………….....48

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цели и задачи дисциплины

Характерной чертой земельного строя бывшего СССР была го­сударственная собственность на землю. Единым и единственным собственником земли в границах государства признавались СССР и союзные республики, причем между ними делилась не земля, а пра­вомочия по осуществлению права собственности. Из этого принципа вытекало следствие – запрещалось отчуждение земли (купля-продажа, дарение, мена и другие сделки). Соверше­ние сделок признавалось незаконным действием, а лица, его совер­шившие, привлекались к уголовной ответственности.

Право землепользования было производным от права государ­ственной собственности на землю: землепользователем можно было стать, только получив землю от государства. Государство же опреде­ляло, кто может быть землепользователем, для какой цели выделяет­ся земля и на каких условиях. Приоритет предоставлялся обществен­ным формам землепользования: колхозам, совхозам и другим пред­приятиям, учреждениям и организациям. Землепользование граждан носило подсобный, личный характер.

Недостаточная эффективность земельного строя стала очевидной к середине 50-х годов XX в., когда были исчерпаны возможно­сти существенного увеличения производства сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, зерна, молока, мяса на вновь освоен­ных целинных и залежных землях Казахстана, Сибири и Дальнего Востока.

Укрупнение колхозов (1950 г.), расширение колхозной демокра­тии и самостоятельности колхозов в планировании производства (1956 г.), реорганизация машинно-тракторных станций (МТС) и про­дажа колхозам тракторов, комбайнов и другой сложной сельскохо­зяйственной техники (1958 г.), разрешение колхозам и совхозам на обзаведение подсобными предприятиями и промыслами (1967 г.), снятие ограничений на ведение подсобного хозяйства рабочими, служащими и колхозниками (1981 г.) не дали ожидаемых результа­тов.

Ухудшалось плодородие земель. В результате порчи и изъятия для различного рода строительства уменьшился пахотный клин. Не­смотря на огромные затраты на мелиорацию (улучшение) земель, рост урожайности был незначительным, причем большие потери урожая при уборке, транспортировке и хранении «съедали» прибавку. Сложилась парадоксальная ситуация, при которой самая богатая зем­лями страна вынуждена была продавать невосполняемые природные ресурсы (нефть, газ) и на вырученную валюту все больше и больше покупать за границей продукты питания. Происшедшее на мировом рынке падение цен на нефть и газ сделали земельную реформу жиз­ненно необходимой.

Земельная реформа наравне с приватизацией, демонополизаци­ей является составной частью экономической реформы, проводимой в Российской Федерации в последние годы. Суть ее заключается в переходе от единственной поземельной собственности – государст­венной к многообразию и равенству частной, государственной и му­ниципальной форм собственности. Цель земельной реформы – создание равных условий для развития

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
262 Kb
Скачали:
0