Относительно тепла перегрева магм у петрологов существует большой скептицизм, т. к. анатексис в большинстве случаев предполагает лишь частичное плавление, при котором не может возникнуть перегрева. Однако, в ряде случаев, скажем при образовании глубинных мантийных, в частности, ультраосновных магм возможно их образование в результате полного плавления и в ряде случаев можно предположить их большой перегрев и значительные ассимиляционные возможности, в том числе при переносе мантийных включений ультраосновными и щелочными магмами.
С позиций механизма физико-химического взаимодействия магм с твердыми обломками вмещающих пород и стенками камер различают нормальную и обратную ассимиляцию.
При нормальной ассимиляции температуры магм выше температур плавления вмещающих пород и магмы могут их расплавить. Пример - ассимиляция базальтовой магмой гранитов.
При обратной ассимиляции температуры магм ниже температур плавления вмещающих пород и магмы не могут их расплавить. Пример - ассимиляция гранитной магмой базальтов. При обратной ассимиляции происходит предварительный процесс метасоматической переработки магмой твердого материала, например, «гранитизация» обломков базальтов, после чего уже происходит их последующее растворение в гранитной магме. Другой пример - ассимиляция глубинными щелочными магмами обломков ультраосновных пород - лерцолитов, гарцбургитов, дунитов. Процесс метасоматической переработки происходит под действием магматических
флюидов, проникающим в ксенолиты по межзерновым пространствам. Концентрация флюидов вокруг ксенолитов иногда особенно хорошо фиксируется наличием около них пегматоидных оторочек.
В процессе обратной ассимиляции может быть использовано лишь тепло перегрева, т. к. с началом процесса кристаллизации на стенках камер и вокруг ксенолитов возникают корки первых продуктов кристаллизации, которые преграждают доступ флюидов из магмы, так сказать «консервируют» поверхность боковых пород.
В геологическом отношении различают ассимиляцию на месте (in situ) и на глубине. С учетом распространенности горных пород и их химизма полезно различать:
1 Ассимиляцию глинистых и кислых магматических пород;
2 Ассимиляцию основных пород;
3 Ассимиляцию карбонатных пород;
4 Ассимиляцию кремнистых пород.
В настоящее время роль процессов ассимиляции, как причина общего разнообразия магматических горных пород считается весьма ограниченной. Тем не менее, все более и более вырисовывается роль процессов смешения магм, не требующих участия тепла перегрева, а также роль эманационной ассимиляции, идущей с поглощением флюидов.
Из числа популярных моделей ассимиляции отметим следующие:
1 Образование щелочных магм в результате насыщения ультраосновной, основной и кислой магм щелочами из потока глубинных флюидов;
2 Образование средних магм в процессе смешения основных и кислых магм;
3 Смешение
ультраосновных и основных расплавов при формировании расслоенных
массивов;
4 Ассимиляция сульфатных
пород - ангидритов и гипсов - с обогащением основных
магм
серой при образовании сульфидных медно-никелевых месторождений Норильска;
5 Ассимиляция углистых
пород и каменных углей с обогащением магм углеродом. В
частности,
как источник углерода при образовании алмазов. Реальных пример -
выжигание
пластов угла базальтовой магмой можно наблюдать в карьере «Медвежий
ручей»
интрузии «Норильск - 1».
В процессе анатексиса возникают первичные магмы, общее число которых, в первом приближении, можно свести к четырем: базальтовой, гранитной, ультраосновной и щелочной. Гранитная магма образуется в гранитном слое при плавлении гранитов, гнейсов и кристаллических сланцев. Базальтовая магма возникает в результате частичного плавления (5-15 %) ультраосновных пород верхней мантии. Ультраосновная магма, как и базальтовая, выплавляется в верхней мантии, но в результате полного плавления ультраосновных пород, а щелочная - в верхней мантии под влиянием потока глубинных флюидов, богатых щелочами, летучими, редкоземельными, радиоактивными и другими элементами. То большинство первичных магм, особенно самая крупная базальтовая, имеют мантийное происхождение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.