Расстройство заклепочных соединений определяется их износом.
Рассмотрим механизм износа.
Рисунок 5
где ∆ - взаимное смещение элементов,
∆t- выработка, т.е. уменьшение толщины соединяемых элементов.
Под воздействием прикладываемой нагрузки возникают взаимные перемещения соединяемых элементов. При этом по поверхности контакта происходит износ металла, что приводит к уменьшению толщины склепываемых листов. В реальных железнодорожных мостах сдвиг “∆” может достигать десятых долей миллиметра.
Износ приводит к уменьшению сил P3, а значит и сил трения. При этом происходит изменение стадий работы соединения, что в свою очередь приводит к росту концентрации напряжений.
При значительном износе силы P3 исчезают, т.е. P3=0, при этом имеет место ослабление заклепок.
Очевидно ,что в наибольшей степени износ проявляется во II и особенно в III стадии, когда силы трения преодолены сдвиг максимальный.
Механизм износа очень сложен и изучен недостаточно. Износ, т.е. разрушение поверхностей контакта при трении зависит от свойств материала, нагрузки, скорости скольжения, Т° С и других факторов. При этом разрушение может происходить за счет:
- механического разрушения зацепляющихся неровностей;
- усталостные разрушения из-за повторяющихся механического взаимодействия неровностей;
- механические разрушения, связанные с высокой температурой при трении;
- механические разрушения, обусловленные молекулярным схватыванием;
- отслаивание образующихся пленок окислов и др.
Для заклепочных (и болтовых) соединений совокупность явлений, приводящих к их износу, называется коррозией трения.
Под коррозией трения понимается повреждение, возникающее в случае контакта номинально неподвижных, но фактически имеющих периодические небольшие относительные смещения поверхностей. Минимальная величина смещений, при коррозиях возникает коррозия трения, сравнима с межатомными расстояниями в кристаллической решетке.
Коррозия трения характеризуется появлением в зоне контакта продуктов коррозии в виде окислов. Появление этих продуктов у кромок поверхностей контакта - один из характернейших признаков износа заклепочных соединений.
Интенсивность износа (коррозии трения) зависят от скоростей скольжения контактирующихся поверхностей, удельного давления, твердости продуктов износа. Именно свойства образующихся продуктов износа (окислов) и степень их удаления из стыка.
При твердых окислах (у алюминиевых сплавов) продукты представляют собой слой абразив, способствующий износу.
Иначе для стали. Продукты износа (окислы) мягкие, и они, накапливаясь между трущимися поверхностями, разделяют, выполняя роль своеобразной “смазки”, поглощая энергию перемещающихся (трущихся) элементов. Толщина такого слоя составляет ≈1.0 μм (микрон).
Отсюда следствие: если в стыке условия для удаления продуктов износа неблагоприятные, то в I случае (при твердых продуктах) скорость износа увеличивается, а во II – уменьшается. Почему и где создаются условия благоприятные и неблагоприятные для удаления продуктов износа?
При загружении конструкции временной нагрузкой усилия в элементах изменяются по некоторому закону, причем на основные усилия накладывается вибрация элементов.
Узел верхнего пояса Узел нижнего пояса |
Рисунок 6
Эти высокочастотные колебания обеспечивают “текучесть” продуктов износа, а низкочастотные – способствуют раскрытию зазоров контактов. При этом особенно велика роль поперечных колебаний, при которых максимально раскрываются зазоры в контактах. Очевидно, что удаление продуктов износа из верхнего пояса значительно легче, чем из нижнего. Кроме того, в нижнем узле скапливается влага от дождей, конденсата и т.д. Влага также уменьшает скорость износа. При этом продукты износа, плохо удаляемые из узлов нижнего пояса, при наличии влаги, окисляются (коррозируют), увеличиваясь в объеме и создавая дополнительные усилия в заклепках, частично компенсирующие падение усилий вследствие износа.
Указанные особенности механизма износа заклепочных соединений в верхних и нижних поясах являются причиной наблюдаемого при эксплуатации мостов более быстрого расстройства верхних прикреплений раскосов по сравнению с нижними.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.