Лекция № 4. Особенности создания и эксплуатации
мостовых сооружений (2 часа)
Учебные вопросы:
1. Влияние нестабильности свойств материалов на надежность конструкций.
2. Факторы, не учитываемые при проектировании мостовых сооружений, и их влияние на надежность конструкций.
3. Характер действия на мост нагрузок и воздействий.
1. Влияние нестабильности свойств материалов на надежность конструкций
Процесс разработки, сооружения и эксплуатации мостовых сооружений определяют многочисленные факторы, точный учет которых по самым различным причинам невозможен. Эти факторы носят случайный характер, но влияют на их надежность и работу. Рассмотри некоторые, наиболее важные из них.
Нестабильность свойств материалов
Физико-механические свойства материалов определяются только экспери-ментально.
Если взять несколько одинаковых образцов одного и того же материала (одного листа стали, бетона одного замеса и т. д.) и в одинаковых условиях исследовать какую-либо характеристику, например, sу, sТ, sвр , то результаты испытаний у различных образцов будут различными.
Можно составить график-гистограмму результатов испытаний, которая в пределе характеризуется некоторой кривой (при стремлении элементарного интервала к нулю). Вершина этой кривой будет иметь абсциссу Rт, называемую математическим ожиданием рассматриваемой характеристики.
Фактически во всех точках любой конструкции свойства материала различны. От того, какое значение характеристики мы примем при проектировании и расчете, зависит возможность отклонения этой величины в проектируемой конструкции в неблагоприятную сторону (пример с маркой и классом бетона).
2. Факторы, не учитываемые при проектировании мостовых сооружений,
и их влияние на надежность конструкций
А. Применение идеализированных расчетных схем
Вместо пространственных расчетных схем мы чаще всего используем плоские, как более понятные и доступные для расчета.
Жесткие узлы при расчете сквозных ферм заменяем шарнирными. Вертикальные и горизонтальные нагрузки от подвижного состава считаем равномерно-распределенными по длине или площади.
Геологические и гидрологические характеристики, полученные для одной конкретной скважины, распространяем на некоторое окружение, иногда на десятки и даже сотни метров.
В динамических расчетах заменяем, к примеру, целый вагон одной материальной точкой (и не всегда учитываем массу вагона, поезда и т. д.).
Заменяем криволинейные эпюры (например, e-s ) прямолинейными.
При расчете заклепочных соединений и опорных частей не учитываем силы трения, etc.
Б. Сложность и малоизученность физических процессов
Например, изменение механических характеристик бетона во времени и различие свойств бетона на поверхности и в глубине конструкции из-за различных условий твердения и разной степени влияния окружающей среды, etc.
В. Нестабильность технологических процессов
Например, характеристики трущихся поверхностей в соединениях на высокопрочных болтах у каждого болта будут несколько отличаться друг от друга, а это означает, что несущая способность каждого болта будет различна.
Фактические усилия в пучках напрягаемой арматуры будут различны, даже если приложены одинаковые усилия натяжения и длина пучков.
Размеры и свойства сварных швов даже при автоматической сварке не постоянны по длине, etc.
Г. Разнообразие условий эксплуатации, изменение их во времени и невозможность предварительного учета всех вариантов условий и изменений
Вариантов условий эксплуатации – бесчисленное множество. И они имеют свойство меняться со временем.
Растут нагрузки (вес поездов, автомобилей), скорости движения. Внедряются новые конструкции мостового полотна или проезжей части. Изменяются требования к габаритам (в автодорожных мостах появились полосы безопасности).
Как все факторы влияют на надежность конструкции моста? Если говорить о качественной стороне – да, однозначно, влияют. Но ответить точно, как велик вклад каждого фактора, какова количественная сторона дела – очень сложно. И постепенно, мостовая наука находит более-менее точные оценки влияния.
Появляются новые методы расчета, например, использующие пространственные расчетные схемы. Разрабатываются и внедряются программные комплексы, позволяющие учитывать всё большее количество неизвестных, следовательно, и факторов. Накапливаются статистические данные для более точной оценки характеристик материалов и конструкций, обращающихся нагрузок и т. д.
3. Характер действия на мост нагрузок и воздействий
Случайный характер временной нагрузки
Проходящая по мосту нагрузка (автомобиль, ж. д. подвижной состав) будет в каждом случае различной, отличаясь весом, длиной, давлением на оси, распределением вагонов по длине состава.
Каждое очередное загружение (нагружение) будет отличаться от предыдущих. При этом усилия или деформации в элементах или сечениях каждый раз будут изменяться в зависимости от конкретных особенностей проходящей нагрузки. Заранее предсказать конкретные параметры и характеристики временной нагрузки нельзя.
Усилия (напряжения, деформации) |
|
Время загружения временной нагрузкой |
|
Отказы, в первую очередь внезапные, определяются неблагоприятными сочетаниями различных случайных факторов. Поэтому, вследствие случайного характера этих факторов при оценке надежности приходится оперировать случайными величинами, используя соответствующий математический аппарат.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.