поступали главным образом излишки, возникающие в хозяйстве рабовладельца. На основе развитого товарного обращения уже возник торговый капитал. Характерным для античного мира было ростовщичество. Эти экономические процессы и явления нашли своё отражение в сочинениях мыслителей этой эпохи.
Первые зачатки экономической теории проявляются в экономической мысли античного мира. Не следует, конечно, искать в ней стройной и цельной системы взглядов, поскольку мысль ещё не выделилась в особую область познания.
Отдельные экономические высказывания античных авторов были вызваны стремлением осмыслить некоторые явления и процессы, характерные для этой эпохи. Так, мы встречаемся у них с попытками первого научного обобщения и оценки общественного разделения труда, обмена, денег.
Но все эти проблемы ставились и рассматривались с точки зрения защиты рабовладения и натуральных форм хозяйства. Эта позиция обусловила непонимание исторической закономерности возникновения товарно-денежных отношений и отрицательное отношение к первым формам капитала - торговому и ростовщическому, отрицательное отношение к прибыли и проценту. Стремление оправдать рабовладение лежит в основе презрительного отношения античных мыслителей к физическому труду, как унизительному для свободного человека занятию.
Греческий историк и философ Ксенофонт (444 - 355 гг. до н.э.) оправдывал рабство, рассматривая его как естественное явление. Ксенофонт являлся ревностным защитником натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Особенно возвеличивал он сельское хозяйство, стараясь показать в своих работах, что благополучие народа зависит только от земледелия.
По мнению Ксенофонта, надо различать труд руководителей и труд исполнителей. К труду исполнителей он относил физический труд. Труд руководителей Ксенофонт считал делом свободных людей, а труд исполнителей - делом рабов.
Одновременно Ксенофонт подчёркивал целесообразность разделения производственного процесса на отдельные операции и распределения их между большим количеством работников, поскольку это, по его убеждению, ведёт к улучшению качества производимых вещей.
Ксенофонт выступал противником крупной торговли и ростовщичества, считая, что они ведут к разрушению натурального хозяйства. Одновременно в мелкой торговле он видел средство к удовлетворению потребностей населения и допускал её для крупных городов, где общественное разделение труда получило значительное развитие и где поэтому спрос достаточно велик, чтобы оправдать существование торговли. Таким образом, Ксенофонт обратил внимание на связь между разделением труда и размерами рынка.
Ксенофонт различал двоякое назначение вещи. Вещь, по мнению Ксенофонта, с одной стороны, представляет собой полезность, а с другой стороны, обладает способностью обмениваться на другую вещь. Но эта вторая сторона - меновая стоимость — не вызывает интереса у Ксенофонта, симпатии которого на стороне натурального хозяйства. В его глазах ценность вещи зависит от её полезности. Только полезные вещи обладают ценностью.
Рассматривая торговлю, Ксенофонт касался и роли денег. Он отмечал, что деньги служат орудием накопления сокровища и средством обращения. Наибольшее значение он придавал функции накопления сокровища. Он считал, что накопленные деньги всегда можно превратить в любые предметы потребления, в то время как при накоплении других вещей такой возможности нет. Ксенофонт отмечал также, что серебро как денежный материал никогда не может быть в избытке, а поэтому в стремлении людей к его приобретению нет границ.
Платон (427 - 347 до н.э.) - крупнейший греческий философ, жил в период, когда экономика Греции и афинская демократия переживали кризис, сопровождающийся резким обострением борьбы между рабами и рабовладельцами.
Взгляды Платона нашли выражение в проекте идеального государства - рабовладельческой аристократической республики. Такое государство он представил в своём сочинении “Политика
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.