Рецензия
на монографию «Фрикционное взаимодействие колесных пар локомотива с рельсами». Автор Самме Г.В.
Министерством путей сообщения была принята стратегия освоения перевозок за счет повышения массы поезда. Это единственно реальный путь освоения возрастающего объема перевозок.
В силу сказанного для решения задач данной стратегии необходимо существенно повышать тяговые свойства электровозов, которые ограничены сцеплением, мощностью и надежностью локомотивов, поэтому исследования, направленные на решение задач повышения реализуемой силы тяги по сцеплению, весьма актуальны.
Представленная монография посвящена основам теории фрикционного взаимодействия колесных пар локомотива с рельсами, иначе говоря, теории сцепления локомотива.
Автор данной монографии в результате выполненных теоретических и экспериментальных работ на стендах и на полигоне трех железных дорог разработал базу для решения задач в плане «Стратегической программы обеспечения устойчивого взаимодействия в системе колесо-рельс», принятой ОАО РЖД на 2002 – 2010 г.г.
На основе адгезионно-деформационной теории трения автором получено в общем виде решение по определению потенциального коэффициента сцепления, установлены детерминированные зависимости потенциального коэффициента сцепления от скорости движения и зависимости силы сцепления колесной пары от скорости скольжения.
На основе полученных решений, выполнив анализ переходных процессов и устойчивости в равновесных точках, автор определил принципиально новые требования к разработке средств и способов повышения реализуемой силы тяги по сцеплению. На основании установленных требований разработаны устройства повышения реализуемой силы тяги по сцеплению (УПС).
При испытании в моем присутствии электровозов с УПС на Московской железной дороге, были получены результаты, которые обнадеживали. Работы по успешному внедрению УПС были продолжены на Северной и Южно-Уральской железных дорогах.
По результатам опытной эксплуатации электровозов с УПС и дальнейших теоретических исследований разработана автоматизированная система повышения сцепления и разрабатывается автоматическая микропроцессорная система повышения сцепления для единой комплексной системы управления и обеспечения безопасности движения ТПС.
Опыт и теоретические основы разработки устройств повышения тяговых свойств электровозов постоянного тока целесообразно использовать при разработке аналогичных устройств для электровозов переменного тока и для тепловозов. Желательно включить в монографию материалы о возможности и перспективах разработок УПС для электровозов переменного тока и для тепловозов.
Желательно увеличить объем материала, представляющий интерес для машинистов в виде алгоритмов управления электровозов с УПС и инструкций по применению УПС.
В итоге следует отметить высокий научный уровень теоретической проработки весьма сложных научно-технических задач с привлечением теории трения, реологии, электрической тяги, а также важность для транспорта полученных практических результатов работы.
Монография содержит оригинальные результаты, имеющие большой теоретический и практический интерес для научных работников, инженерного персонала и машинистов.
Считаю, что монографию целесообразно опубликовать.
Профессор, д.т.н., зам. директора ОЦВ Б.Д. Никифоров
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.