Этапы развития социологии: 1) классический (с XVIII по начало XX века). Классический этап заканчивается Дюркгеймом и Вебером, а третий отражает радикальный пересмотр науки, связанный со становлением постиндустриального общества. 2) социология XX века.3) конец 1970-х - начало 1980-х годов Попытка разорвать не только с классической, но и с социологией XX века.
2. Объект и предмет социологии
объект познания - это все то, на что направлена деят-ть исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, деревня, человек, культура, организация и так далее) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Предмет исследования существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделяемых нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.
Объект – об-во, рассм как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предмет – то, что будем изучать в об-ве (структуры об-ва, их элементы и усл-ия сущест, соц процессы, протекающ в этих структурах).
3. Структура и функции социологии
Структура соц знания: 1. спец соц-кие теории 2. отраслевые соц-кие теории 3. теория соц-кого проектирования. Соц-я изначально была тесно связана с другими общественными науками: философией (понимание наиболее общих законов), историей (принцип историзма), экономикой (сфера отношений по вопросам создания, распределения), географией, математикой, статистикой. Другие наук используют базу соц-ии для изучения собственного предмета.
Закон – объективная связь между чем-то и чем-то или кем-то и кем-то. Законы соц-ии: 1.организации и функционирования объектов 2. развития соц-ных объектов 3. стабилизации соц.объектов
Функции соц-ии: 1. теоретическая 2. познавательная (Соц-яна всех уровнях и во всех своихструктурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы соц-ного развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания соц-ных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирич исследования, поставляющие этой науке богатый фактич материал, конкретную информацию о тех или иных областях обществ жизни.) 3. прогностическая (способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития соц-ных процессов в будущем) 4. аксиологическая 5. инструментальная. Соц-я, опираясь на систему объективных законов, познает общ-во и обеспечивает его преобразование.
4. Методология и методы социологии
При всесторон изучении об-ва как целостной соц сис-мы метод соц — это специфич проявление, конкретизация соц-философского метода, включ в себя принципы объективности, историзма и системного подхода к анализу соц явлений.
В XX в. в соц утвердились следующие методы или подходы: системный (изучение свойств соц систем); структурный (исследование соц структур); функциональный (изучение фун-ий систем). Каждый из этих подходов исслед об-во под споим углом зрения, все вместе они позволяют получить целостную картину обществ жизни. Из сочетания этих подходов складываются новые, в частности структурно-функциональный, кот широко используется в соц. В соответствии с этим методом каждая сфера обществ жизни (экономич, политич, соц, духовная) и каждый ее субъект (нация, класс, семья, личность и др.) рассматриваются как элементы об-ва. Определяется их место и роль, действие и взаимодействие. Т о, об-во рассматривается с учетом его структуры, функционирования и развития.
В соц также используются общенаучные логические методы: индукция
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.