ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области теоретических процессов:
– изучение основных понятий управления персоналом, анализ кадрового потенциала, профориентации;
– формирование навыков подготовки обоснованных управленческих решений, использования оптимальных стилей руководства на предприятиях торговли.
Задачи дисциплины – научить студентов:
– методам работы с теоретическим учебным материалом;
– навыкам практического применения полученных знаний;
– выработке определенного склада управленческого мышления.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Управление персоналом» студент должен:
· знать:
– историю развития и современные тенденции управление персоналом;
– особенности управления персоналом в сфере торговли;
– прогрессивные технологии управления персоналом;
– принципы, методы, стили и функции эффективного управления персоналом;
– технологию реинжиниринга персонала;
– методы разработки и проведения корпоративных мероприятий;
– сущность управления малыми рабочими группами;
– основы организационного обучения;
– методы планирования карьеры;
· уметь:
– провести диагностику системы управления персоналом конкретной торговой организацией;
– разработать и реализовать мотивационную программу;
– провести процедуру подбора, отбора и найма персонала с учетом особенностей отраслевого рынка труда;
– произвести оценку надежности персонала;
– сформировать службу персонала;
– составлять штатное расписание и организационную структуру торговых организаций различных масштабов;
· получить навыки:
– проведения собеседований с претендентами на должность;
– организаций корпоративных мероприятий;
– проведение аттестации сотрудников;
– составление перспективных и текущих планов работы с персоналом торговой компании;
– формирования социальных пакетов;
– работы с ТК РФ и документами кадрового делопроизводства;
– работы с рекрутинговыми компаниями и иными субъектами отраслевого рынка труда;
– формирования дифференцированной системы оплаты труда.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п |
Наименование темы |
Объем аудиторных занятий (в часах) |
Объем сам. раб. студентов (в час.) |
||||
лекции |
лаб. раб. |
пр. зан. |
сем. зан. |
итого |
|||
1. |
Введение в управление персоналом |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2. |
Основные понятия управления персоналом |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
3. |
Система управления персоналом в современной организации |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
4. |
Движение персонала в организации |
2 |
- |
2 |
- |
4 |
4 |
5. |
Диагностика потенциала управления персоналом |
2 |
- |
3 |
- |
5 |
5 |
6. |
Развитие персонала |
2 |
- |
3 |
- |
5 |
5 |
7. |
Мотивация персонала |
2 |
- |
2 |
- |
4 |
4 |
8. |
Конфликты в коллективе |
2 |
- |
4 |
- |
6 |
6 |
9. |
Организация труда персонала |
2 |
- |
3 |
- |
5 |
5 |
10. |
Эффективность политики управления персоналом в организации |
2 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
Всего: |
17 |
- |
17 |
- |
34 |
34 |
|
Формы итогового контроля: |
Курс. работа (проект) |
Контр. работа |
Зачет |
Экзамен |
|||
Семестры: |
- |
- |
- |
6 |
|||
Для заочной формы обучения |
|||||||
Всего: |
6 |
- |
4 |
- |
10 |
58 |
|
Формы итогового контроля: |
Курс. работа (проект) |
Контр. работа |
Зачет |
Экзамен |
|||
Семестры: |
- |
- |
- |
7 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Введение в управление персоналом
История возникновения управления персоналом как теоретического и практического направления знания. Связь теории управления персоналом с теорией менеджмента, маркетинга, психологии, социологии, экономики и экономики труда. Обзор современного состояния управления персоналом в России и за рубежом. Международная модель управления персоналом.
Тема 2. Основные понятия управления персоналом
Цель и задачи управления персоналом современной организации. Персонал предприятия как объект управления. Понятийный аппарат теории управления персоналом. Принципы управления персоналом.
Тема 3. Система управления персоналом в современной организации
Организационная структура службы управления персоналом, методы ее оптимизации. Место и роль управления персоналом в системе правления предприятием. Функции, принципы, стили и методы управления персоналом. Системная модель управления персоналом. Кадровое, документационное, информационное, технико-технологическое и правовое обеспечение функционирования системы управления персоналом.
Тема 4. Движение персонала в организации
Взаимосвязь стратегии организации, ее организационной структуры и штатного расписания. Работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры. Подбор, отбор, найм и увольнение персонала. Профессиональная и организационная адаптация персонала.
Практическое занятие 1:
Деловая игра «Персонал-технология отбора и найма».
Практическое занятие 2:
Проведение экспертной оценки различных источников внешнего набора персонала, выбор оптимального источника набора.
Тема 5. Диагностика потенциала управления персоналом
Методы и формы анализа, оценки и диагностики кадрового потенциала организации. Диагностическая модель управления персоналом, базовые характеристики персонала и оценочные критерии эффективности управления персоналом. Аттестация и сертификация персонала.
Практическое занятие 1:
Деловая игра «Персонал-технология отбора и найма».
Практическое занятие 2:
Построение диагностической модели персонала конкретного торгового предприятия.
Практическое занятие 3:
Выбор основных направлений и форм оценки персонала для различных подразделений, апробация выбранных направлений и форм по заданным параметрам персонала.
Тема 6. Развитие персонала
Планирование деловой карьеры. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Организационное обучение. Корпоративные мероприятия, технологии проведения и методы оценки результативности. Реинжиниринг персонала как инновационная технология управления персоналом.
Практическое занятие 1:
Решение ситуационного портфеля.
Практическое занятие 2:
Анализ эффективности проведения различных видов обучения.
Практическое занятие 3:
Разбор вариантов оценки потребностей торговых предприятий в обучающих программах.
Тема 7. Мотивация персонала.
Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Социальная, психологическая и экономическая мотивация сотрудников. Методы и механизмы практической реализации в управлении персоналом основных положений теории мотивации. Разработка и внедрение в практику мотивационных программ. Система оплаты труда, оптимизация и дифференциация оплаты.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Прикладные аспекты теории мотивации.
2. Реализация на практике различных теорий мотивации.
3. Повышение эффективности управления персоналом за счет внедрения мотивационных программ.
Литература:
1. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом : учебник / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА-М, 2006.
2. Мескон, М. Х. Основы менеджмента : учебник / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2006.
Практическое занятие 1:
Расчет вознаграждения для различных категорий персонала
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.