Уточняем значение межосевого расстояния по стандартной длине:
(5.29)
Определяем угол обхвата ремнем ведущего шкива α1, град:
(5.30)
Угол α1 ≥ 120º.
Определяем скорость ремня v, м/с:
(5.31)
где d1 – диаметр ведущего шкива, мм;
n1 – частота вращения ведущего шкива, об/мин;
[v] = 40 м/с – допускаемая скорость.
v = 4,97 м/с.
Определяем частоту пробегов ремня U, с-1:
U = v/l ≤ [U], (5.32)
где [U] = 30 с-1 – допускаемая частота пробегов.
U = 5 с-1 ≤ [U], что гарантирует срок службы – 1000…5000 ч.
Определяем допускаемую мощность, передаваемую одним поликлиновым ремнем с десятью клиньями [Pп], кВт:
[Pп] = [P0]Ср Сα Сl CZ= 0,687 кВт, (5.33)
где [P0] = 0,75 кВт – допускаемая приведенная мощность, передаваемая одним поликлиновым ремнем с десятью клиньями, кВт, которую выбираем в зависимости от типа ремня, его сечения, скорости и диаметра ведущего шкива; Ср = 0,9, Сα = 0,89, Сl = 0,95,CZ =0,95– поправочные коэффициенты.
Определяем количество клиньев поликлинового ремня z:
z = Pном/[Pп] = 3,2 (5.34)
где Pном = 2,2 кВт – номинальная мощность двигателя;
[Pп] = 0,75 кВт – допускаемая мощность, передаваемая ремнями.
Определяем силу предварительного натяжения F0, Н:
(5.35)
Определяем окружную силу, передаваемую поликлиновым ремнем Ft, Н:
(5.36)
Определяем силы натяжения ведущей F1 и ведомой F2 ветвей, Н:
F1 = F0 + Ft/2*Z = 188,86 Н; (5.37)
F2 = F0 – Ft/2*Z = 41,31 Н. (5.38)
Определяем силу давления ремней на вал Fоп, Н:
. (5.39)
Проверочный расчет
Проверяем прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви σmax, Н/мм2:
σmax = σ1 + σи + σv ≤ [σ]p, (5.40)
, (5.41)
где А = δb = 81 мм2 – площадь поперечного сечения ремня.
- ширина ремня, мм.
. (5.42)
Здесь Еи = 80 Н/мм2 – модуль продольной упругости, Н – высота поликлинового ремня.
σv = ρυ2·10-6 = 0,03125 Н/мм2.
Здесь ρ = 1250 кг/м3 – плотность материала ремня.
[σ]р = 10 H/ мм2 – допускаемое напряжение растяжения.
Таким образом, σmax = 8,73 Н/мм2 ≤ [σ]р.
Составляем табличный ответ к задаче:
Таблица 5.5
Параметр |
Значение |
Параметр |
Значение |
|
Тип ремня |
Наклонный |
Частота пробегов ремня U, 1/с |
5 |
|
Сечение ремня |
Нормальное A |
Диаметр ведущего шкива d1 |
100 |
|
Количество ремней z |
4 |
Диаметр ведомого шкива d2 |
280 |
|
Межосевое расстояние а |
245,2 |
Максимальное напряжение σmax, Н/мм2 |
8,53 |
|
Длина ремня l |
1120 |
Предварительное натяжение ремня F0, Н/мм2 |
115,09 |
|
Угол обхвата малого шкива α1, град |
138 |
Сила давления ремня на вал Fоп, Н |
645,1 |
Определяем шаг цепи р, мм:
(5.1)
где Т1 = 126,47 Н·м – вращающий момент на ведущей звездочке;
Кэ = 1,25 – коэффициент эксплуатации, который представляет собой произведение пяти поправочных коэффициентов, учитывающих различные условия работы передач [1, табл. 5.7, стр. 93]:
Кэ = КдКсКθКрегКр;
z1 = 29 – 2u = 33 – число зубьев ведущей звездочки, u =2.3 - передаточное число цепной передачи;
[pц] = 25 Н/мм2 – допускаемое давление в шарнирах цепи, которая зависит от чистоты вращения ведущей звездочки n1, об/мин, ожидаемого шага цепи.
v = 1 – число рядов цепи.
Таким образом, р = 17,15 мм.
Определяем число зубьев ведомой звездочки
z2 = z1u = 75 (5.2)
Определяем фактическое передаточное число uф и проверяем его отклонение Δu от заданного
(5.3)
Определяем оптимальное межосевое расстояние а, мм. Из условия долговечности цепи а = (30…50)р, где р = 19,05 мм – стандартный шаг цепи. Тогда ар = а/р =350 – межосевое расстояние в шагах.
Определяем число звеньев цепи lp:
(5.4)
Уточняем межосевое расстояние в шагах ар:
(5.5)
Определяем фактическое межосевое расстояние а, мм:
а = арр = 665,226 (5.6)
Монтажное межосевое расстояние ам = 0,995а = 662 мм.
Определяем длину цепи l, мм:
l = lрp = 2362,2 (5.7)
Определяем диаметры звездочек, мм.
Диаметр делительной окружности:
ведущей звездочки ведомой звездочки
(5.8)
Диаметр окружности выступов:
ведущей звездочки ведомой звездочки
(5.9)
где К = 0,7 – коэффициент высоты зуба; Кz = ctg(180º/z) – коэффициент числа зубьев ведущей и ведомой звездочек; λ = р/d1 = 3,2 – геометрическая характеристика зацепления (здесь d1 = 5,94 мм – диаметр ролика шарнира цепи).
Диаметр окружности впадин:
ведущей звездочки ведомой звездочки
(5.10)
Проверочный расчет
Проверяем чистоту вращения меньшей звездочки n1, об/мин:
n1 ≤ [n]1,
где n1 = 125 об/мин – частота вращения тихоходного вала редуктора, [n]1 = 15·103/р = 787,4 об/мин – допускаемая частота вращения.
Проверяем число ударов цепи о зубья звездочек U, с-1:
(5.11)
где [U]=508/р = 27 – допускаемое число ударов.
Определяем фактическую скорость цепи v, м/с:
(5.12)
Определяем окружную силу, передаваемую цепью Ft, Н:
(5.13)
где Р1 = 1,64 Н – мощность на ведущей звездочке.
Проверяем давление в шарнирах цепи рц, Н/мм2:
(5.14)
где А = d1b3 = 75,438 мм2 – площадь проекции опорной поверхности шарнира, d1 = 5,94 и b3 = 12,7 – соответственно диаметр валика и ширина внутреннего звена цепи, мм.
[рц] = 35 Н/мм2 – допускаемое давление в шарнирах цепи.
Проверяем прочность цепи. Прочность цепи удовлетворяется соотношением S ≥ [S], где [S] = 8 – допускаемый коэффициент запаса прочности, S – расчетный коэффициент запаса прочности – определяется по формуле:
(5.15)
где Fр = 31800 Н – разрушающая нагрузка цепи, которая зависит от шага цепи р,
Ft = 1251,91 Н – окружная сила, передаваемая цепью,
КД = 1 – коэффициент, учитывающий характер нагрузки, F0 = Kfqag =74,034 Н – предварительное натяжение цепи от провисания ведомой ветви (здесь Kf = 6 – коэффициент провисания, q = 1,9 кг/м – масса одного метра цепи, а = 0,662 м – межосевое расстояние, g = 9, 81 м/с2 – ускорение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.