Соблюдая преемственность в построении системы показателей планирования хозяйственной деятельности предприятий лесного хозяйства и учитывая особенности переходного периода, за основу построения новой системы планирования принят действующий в лесном хозяйстве техпромфинплан с корректировкой его содержания, выражающего рыночные условия хозяйствования.
Планирование промышленного производства в составе лесхозов по своим экономическим параметрам не имеет принципиальных отличий от планирования производственно-хозяйственной деятельности в других отраслях промышленности. Поэтому в условиях переходного периода можно принять действующую систему планирования промышленной деятельности лесхозов (по формам техпромфинплана, часть 2), с изменениями, действующими в Брестском ПЛХО.
Формы техпромфинплана по лесохозяйственной деятельности отражают действующую в отрасли сметно-бюджетную форму ведения хозяйства и не отвечают требованиям финансовой самостоятельности, поэтому нуждаются в корректировке. В приложениях приведены скорректированные основные плановые формы по лесохозяйственной деятельности.
В производственно-финансовом плане по лесному хозяйству (см. приложение 1) все мероприятия разделены на 8 разделов: работы с централизованными расчетами за них; лесохозяйственные работы; лесозащитные работы; лесокультурные работы; гидролесомелиоративные работы; противопожарные мероприятия; общепроизводственные расходы; содержание лесохорзяйственного аппарата, включая работников лесничеств и государственной лесной охраны.
В первом разделе расписаны работы, выполнение которых по разным причинам не может быть проведено на уровне лесхоза, поэтому они должны оплачиваться централизованно. К ним отнесены проектные работы, лесоустроительные и другие работы по организации лесного хозяйства, авиационная охрана лесов, осушение лесных площадей, протяженность осушительной системы, прочие работы. Остальные разделы существенных изменений не претерпели (в сопоставлении с ПФП Брестского ПЛХО). В конце каждого раздела отдельно выделяется доля работ, проведенная подрядным способом.
Заключительной итоговой строке предшествуют планы капитальных вложений, погашения кредитов и процентов по ним.
Форма содержит информацию о затратах за отчётный период (объём работ, затраты на единицу, сумма), на плановый период (объём работ, затраты на единицу, сумма), распределение издержек по кварталам на плановый период, а также данные об запланированных объёмах работ в сопоставимых ценах.
Для удобства учёта следует планировать лесохозяйственные мероприятия с дифференциацией затрат по элементам с расшифровкой материальных затрат, учитывая специфику отрасли. В приложении 2 приведен производственно-финансовый план по лесному хозяйству, где по каждому виду работ затраты расписаны на заработную плату, отчисления от заработной платы, материальные затраты (топливо, запчасти, электроэнергия, вода, сырье и материалы, вспомогательные материалы), амортизационные затраты, прочие затраты. Амортизационные отчисления должны рассчитываться по всем видам основных фондов, занятых в лесохозяйственном производстве и в качестве амортизационного фонда являться источником капитальных вложений, а также учитываться при расчёте финансовых показателей деятельности (расчёт полной производственной себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.)
В приложении 3 приведен план по труду по лесохозяйственной деятельности. Приложение 4 содержит формы расчёта плановых поступлений от продажи древесины на аукционах и по договорам. Форма приложения 5 отражает план поступления собственных средств по статьям с разбивкой по кварталам. Приложение 6 – план поступления лесного дохода. Приложение 7 – сводная форма, в которой затраты распределяются по элементам затрат (по столбцам) и калькуляционным статьям (строки). В приложении 8 приведена плановая форма штатного расписания лесохозяйственного аппарата.
Приложение 9 – направления и источники финансирования лесохозяйственной деятельности. Данная форма состоит из двух частей – расходы и источники финансирования. Расходы подразделяются на текущие (по элементам затрат) и капитальные вложения, в качестве источников финансирования выделен лесной доход, мобилизация собственных средств, амортизационный фонд, использование кредитов и государственное финансирование. Величина государственного финансирования определяется как необходимая разница между суммой средств, требуемой для проведения лесохозяйственных работ, и планируемой мобилизацией собственных средств. Причем условия финансовой самостоятельности предполагают перечисление попенной платы на счет лесхозов, что должно увеличить сумму мобилизации собственных средств. В условиях переходного периода могут рассматриваться альтернативные варианты финансирования лесохозяйственной деятельности за счет промышленной деятельности лесхоза.
Учитывая функционирование в рамках лесхоза лесохозяйственного и промышленного производств, целесообразно привести форму, содержащую основные плановые показатели производственно-хозяйственной деятельности лесхоза (приложение 10).
Конечной целью приведенной системы планирования является обеспечение сопоставимости лесохозяйственной деятельности лесхозов с другими видами деятельности, в первую очередь, по показателям результативности. Это позволит рассматривать лесное хозяйство как отрасль, способную приносить прибыль и функционировать на принципах финансовой самостоятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.