Концепция прямого регулирования. Цели и методы экологического производства

Страницы работы

Содержание работы

В основе концепции прямого регулирования лежат воз­зрения кейнсианской школы. Базовые теоретические по­сылки кейнсианских идеологов прямого экологического регулирования могут быть представлены следующими ос­новными научными положениями:

<. 1) природа рассматривается не как источник обычных товаров и услуг, а как своего рода общественный капитал, качественный потенциал которого нуждается в сохране­нии и воспроизводстве полезных функций и свойств;^/

2) макроэкономический уровень управления этим общес­твенным капиталом, прямое государственное регулирова­ние процессов природопользования с помощью директив­ных, административно-законодательных инструментов и привлечения экономических рычагов различного функци­онального назначения. Четкое установление запретов или ограничений в отношении загрязнения окружающей сре­ды, регулярный пересмотр их в сторону ужесточения;

3) объем экономических ресурсов для реализации эколо­гической политики определяется возможностями общес­тва и устанавливается центральными и местными органа­ми власти [88].

Таким образом, кейнсианская концепция прямого регу­лирования отдает предпочтение методам внеэкономичес­кого принуждения, что, по мнению ее сторонников, позво»

35

ляет достичь экологического результата с меньшими эко­номическими затратами. Данная модель экологического регулирования окончательно утвердилась на Западе на ру­беже 60 — 70-х годов и явилась следствием реакции госу­дарств на резкое ухудшение качества окружающей среды и возникшие в связи с этим социально-экономические проблемы. Основными инструментами ее являются стан­дарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руко­водства, применяемые государственными природоохран­ными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, система надзора за де­ятельностью природопользователей и, наконец, штраф­ные санкции в случае нарушения установленных требова­ний.

Методами административного регулирования определя­ются (дефинируются) необходимые объемы снижения заг­рязнения или ограничения вредного воздействия на окру­жающую среду, которыми предприниматели должны ру­ководствоваться в своей деятельности, потому эти методы в литературе часто называются дефинитивными или даже принудительными.

Принудительные методы, как правило, не ориентируют природопользователей на какие-либо конкретные приро­доохранные мероприятия, но предполагают строгое соблю­дение установленных нормативов. Затраты, связанные с выполнением принудительных стандартов, несет предпри­ниматель, разумеется, включая их в общую сумму произ­водственных затрат, то есть природоохранные расходы возмещаются непосредственным потребителем данной продукции. Это обстоятельство существенно снижает эф­фективность административных методов регулирования природопользования.

В вершине пирамиды прямого регулирования стоит эко­логическое законодательство. В настоящее время в мире накоплен значительный опыт правового регулирования охраны окружающей среды. Только во Франции действу­ют более 100 законов, регулирующих вопросы природо­пользования. Сейчас трудно найти сферу хозяйственной деятельности, не затронутую экологической нормой. В системе природоохранного законодательства выделяются

прежде всего принятые в разные годы общенациональные законы, устанавливающие общеэкономические требова­ния: Основной закон о борьбе с загрязнением окружающей среды в Японии (1967 г.), Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды США (1969 г.), Франции (1976 г.), Закон об охране окружающей природ­ной среды России (1991 г.), Беларуси (1992 г.) и др.

Схематически модель административного регулирова­ния экологической сферы можно представить следующим образом. Первоначально устанавливается нагрузка, кото­рую может выдержать природная среда, и на этой основе определяются нормативы ПДК. Некоторые вещества или способы деятельности могут оказаться под запретом, о чем издаются постановления или законодательные акты. За­тем изучаются возможности каждого предприятия и уста­навливаются индивидуальные значения ПДВ (ПДС). На основе этих стандартов предприятиям выдают лицензию на выбросы, которая узаконит их право осуществлять воз­действие на окружающую среду.

1 Блок 17.2:

Цели и методы экологизифн производства (С Скоков, Э. Сулено)

Предотвратить лучше, чем лечить - этот подход находит все больше сторонников. Практика показывает, что это, пожалуй, единственный пуль защиты человека как биологического вида, а также экосистем от грядущих бед, связанных с промышленным загрязнением. Таким образом, эта простая философия, подкрепленная   дополнительными   стимулами,   является подходящей основой для видения и определения понятия "чистое производство" (ЧП).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экология
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
75 Kb
Скачали:
0