В основе концепции прямого регулирования лежат воззрения кейнсианской школы. Базовые теоретические посылки кейнсианских идеологов прямого экологического регулирования могут быть представлены следующими основными научными положениями:
<. 1) природа рассматривается не как источник обычных товаров и услуг, а как своего рода общественный капитал, качественный потенциал которого нуждается в сохранении и воспроизводстве полезных функций и свойств;^/
2) макроэкономический уровень управления этим общественным капиталом, прямое государственное регулирование процессов природопользования с помощью директивных, административно-законодательных инструментов и привлечения экономических рычагов различного функционального назначения. Четкое установление запретов или ограничений в отношении загрязнения окружающей среды, регулярный пересмотр их в сторону ужесточения;
3) объем экономических ресурсов для реализации экологической политики определяется возможностями общества и устанавливается центральными и местными органами власти [88].
Таким образом, кейнсианская концепция прямого регулирования отдает предпочтение методам внеэкономического принуждения, что, по мнению ее сторонников, позво»
35
ляет достичь экологического результата с меньшими экономическими затратами. Данная модель экологического регулирования окончательно утвердилась на Западе на рубеже 60 — 70-х годов и явилась следствием реакции государств на резкое ухудшение качества окружающей среды и возникшие в связи с этим социально-экономические проблемы. Основными инструментами ее являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые государственными природоохранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, система надзора за деятельностью природопользователей и, наконец, штрафные санкции в случае нарушения установленных требований.
Методами административного регулирования определяются (дефинируются) необходимые объемы снижения загрязнения или ограничения вредного воздействия на окружающую среду, которыми предприниматели должны руководствоваться в своей деятельности, потому эти методы в литературе часто называются дефинитивными или даже принудительными.
Принудительные методы, как правило, не ориентируют природопользователей на какие-либо конкретные природоохранные мероприятия, но предполагают строгое соблюдение установленных нормативов. Затраты, связанные с выполнением принудительных стандартов, несет предприниматель, разумеется, включая их в общую сумму производственных затрат, то есть природоохранные расходы возмещаются непосредственным потребителем данной продукции. Это обстоятельство существенно снижает эффективность административных методов регулирования природопользования.
В вершине пирамиды прямого регулирования стоит экологическое законодательство. В настоящее время в мире накоплен значительный опыт правового регулирования охраны окружающей среды. Только во Франции действуют более 100 законов, регулирующих вопросы природопользования. Сейчас трудно найти сферу хозяйственной деятельности, не затронутую экологической нормой. В системе природоохранного законодательства выделяются
прежде всего принятые в разные годы общенациональные законы, устанавливающие общеэкономические требования: Основной закон о борьбе с загрязнением окружающей среды в Японии (1967 г.), Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды США (1969 г.), Франции (1976 г.), Закон об охране окружающей природной среды России (1991 г.), Беларуси (1992 г.) и др.
Схематически модель административного регулирования экологической сферы можно представить следующим образом. Первоначально устанавливается нагрузка, которую может выдержать природная среда, и на этой основе определяются нормативы ПДК. Некоторые вещества или способы деятельности могут оказаться под запретом, о чем издаются постановления или законодательные акты. Затем изучаются возможности каждого предприятия и устанавливаются индивидуальные значения ПДВ (ПДС). На основе этих стандартов предприятиям выдают лицензию на выбросы, которая узаконит их право осуществлять воздействие на окружающую среду.
1 Блок 17.2:
Цели и методы экологизифн производства (С Скоков, Э. Сулено)
Предотвратить лучше, чем лечить - этот подход находит все больше сторонников. Практика показывает, что это, пожалуй, единственный пуль защиты человека как биологического вида, а также экосистем от грядущих бед, связанных с промышленным загрязнением. Таким образом, эта простая философия, подкрепленная дополнительными стимулами, является подходящей основой для видения и определения понятия "чистое производство" (ЧП).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.