Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Пстр/N):
(2.4)
(2.5)
где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
Вусл – выручка от реализации базисного года (плановая выручка), пересчитанная на объем продукции, реализованной в отчетном году (фактически), тыс. р.;
В0 – выручка от реализации в базисном году (плановая выручка), тыс. р.
3.2. Расчет влияния на прибыль изменений полной себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Пстр/С):
(2.6)
3.3. Итоговый расчет:
(2.7)
4. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆ПЦ):
(2.8)
где – выручка от реализации в отчетном году (фактическая выручка), тыс. р.;
p1i – цена i-го изделия в отчетном году (фактическая), тыс. р.;
q1i – количество i-го изделия, реализованного в отчетном году (фактически), шт.;
– выручка от реализации в базисном году (плановая выручка), пересчитанная на объем продукции, реализованной в отчетном году (фактически), тыс. р.;
p0i – цена i-го изделия в базисном году (плановая), тыс. р.
5. Расчет влияния на прибыль изменения полной себестоимости реализованной продукции (∆ПС):
(2.9)
* – минус перед скобкой означает, что прибыль находится в обратной зависимости от себестоимости, т.е. при увеличении последней первая уменьшается.
5.1. Расчет влияния на прибыль изменения производственной себестоимости реализованной продукции (∆ПСпр):
(2.10)
5.2. Расчет влияния на прибыль изменения внепроизводственных (коммерческих) расходов (∆ПРк):
(2.11)
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации продукции, работ, услуг за отчетный год (за фактический период), что выражается следующей формулой:
(2.12)
Для расчета влияния вышеперечисленных факторов по описанной методике необходимо использовать данные о слагаемых прибыли, которые заносятся в аналитическую таблицу 2.1.
Таблица 2.1
Данные для факторного анализа прибыли
Слагаемые прибыли |
Базисный год |
Отчетный год |
|||
фактически |
фактически на конечный объем реализации отчетного года |
по плану |
по плану на |
фактически |
|
Выручка от реализации продукции в отпускных ценах предприятия, тыс. р. |
|||||
Полная себестоимость продукции, тыс. р. В том числе: производственная себестоимость коммерческие расходы |
|||||
Прибыль от реализации |
Для обобщения влияния факторов на прибыль от реализации продукции, работ, услуг составляется таблица 2.2 [5, с.45].
Таблица 2.2
Сводная
таблица влияния факторов
на выполнение плана и динамику прибыли предприятия
Факторы изменения |
Величина влияния на выполнение плана прибыли, тыс. р. |
Величина влияния на динамику прибыли, тыс. р. |
Объема реализации продукции |
||
Структуры продукции, в том числе: изменение в объеме за счет структурных сдвигов изменение полной себестоимости за счет структурных сдвигов |
||
Отпускных цен на реализованную продукцию |
||
Полной себестоимости реализованной продукции, в том числе: изменение производственной себестоимости изменение коммерческих расходов |
||
Всего: |
Для однономенклатурного производства методика расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции [4] включает следующие шаги (данные берутся из ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках"):
1. Расчет влияния фактора "Выручка от реализации" (∆ПВ):
(2.13)
(2.14)
(2.15)
где В1 и В0 – соответственно выручка от реализации в отчетном (1) и базисном (0) периодах, тыс. р.;
∆ВЦ – изменение выручки от реализации под влиянием цены, тыс. р.;
R0 – рентабельность продаж в базисном периоде, %;
В' – выручка от реализации в сопоставимых ценах, тыс. р.;
IЦ – индекс цены.
2. Расчет влияния фактора "Цена" (∆ПЦ):
(2.16)
3. Расчет влияния фактора "Себестоимость реализации" (∆ПС):
(2.17)
где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном (1) и базисном (0) периодах, %.
* – минус перед дробью указывает на то, что себестоимость – это фактор обратного влияния по отношению к прибыли.
4. Расчет влияния фактора "Коммерческие расходы" (∆ПКР).
Для расчета используется формула аналогичная предыдущей:
(2.18)
где УКР1 и УКР0 – соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном (1) и базисном (0) периодах, %.
5. Расчет влияния фактора "Управленческие расходы" (∆ПУР):
(2.19)
где УУР1 и УУР0 – соответственно уровни управленческих расходов в отчетном (1) и базисном (0) периодах %.
Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации продукции с помощью таблицы 2.3.
Таблица 2.3
Обобщающая
таблица влияния факторов
на прибыль от реализации продукции
Показатели-факторы |
Сумма, тыс. р. |
Выручка от реализации продукции |
|
Изменение цен на реализованную продукцию |
|
Себестоимость реализации продукции |
|
Коммерческие расходы |
|
Управленческие расходы |
|
Всего |
Таким образом, при выборе методики
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.