Х. Ортега-и-Гассет "Восстание масс" (1930) выводит понятие "масса" из определения "толпа". Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество и есть масса. Причину выдвижения масс на авансцену культуры Х.Ортега видел в низком качестве культуры, когда человек "не отличается от остальных и повторяет общий тип".
Д.Белл (США) в работе "Конец идеологии" (1960) сформировал 5 значений понятия "масса":
1) Масса – недифференцированное множество.
2) Масса – синоним невежества.
3) Масса – механизированное общество (придаток техники).
4) Масса – бюрократизированное общество (потеря индивидуальности в пользу стадности).
5) Масса – толпа.
Вывод: масса есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.
М.Маклюэн (Канада). "Печатная техника создала публику, электронная – массу". Современные СМИ, создав "глобальную деревню", создают и "нового племенного человека". Этот новый человек отличается от племенного тем, что его мифы формирует электронная информация.
Проблемы массовой культуры.
Понятие "массовая культура" отражает сдвиги в механизме современной культуры. Идет развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, газеты, журналы, аудио, видео); становление индустриально-коммерческого типа производства; распределение стандартизированных духовных благ; демократизация культуры и повышение уровня образования масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в домохозяйствах. Эти причины превращают культуру в отрасль экономики, превращая ее в массовую.
Через СМИ продукция массовой культуры охватывает большинство членов общества. Массовая культура ориентирует и подчиняет себе многие стороны человеческого существования от типа жилища до выбора одежды и форм интимных отношений.
Когда появилась массовая культура? 1870 г. Великобритания – закон о всеобщей грамотности. 1895 г. – изобретение кино. Начало ХХ в. – изобретение магнитофона и телевидения.
Механизм распределения массовой культуры связан с рыночными отношениями. Продукция массовой культуры должна находить спрос в массах, иначе ее производители разорятся. Следовательно, массовая культура – искусство для каждого, оно обязано учитывать его вкусы и запросы. "Кто платит, тот и заказывает музыку".
Массовая культура, с одной стороны, демократична, с другой – превращает человека в запрограммированную машину, человека-винтика машины массовой культуры.
Можно выделить ряд признаков продукции массовой культуры:
- развлекательность, сентиментальность;
- примитивизация человеческих отношений;
- натурализация (секс, насилие);
- культ успеха сильной личности;
- культ посредственности, примитивная символика.
Массовая культура как часть общечеловеческой культуры имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства: демократична, доступна, потому что она базируется на архетипах (архетип – бессознательный интерес людей к эротике и насилию). Этот интерес – база успеха массовой культуры. Недостатки: низведение творческой деятельности человека к акту бездумного потребления.
В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает элитарная культура. Основное отличие элитарной культуры от массовой – сохранение творческого начала. Творчество в элитарной культуре проявляется как творцом произведений, так и потребителем его.
Массовая культура – это культурная продукция, которая производится ежедневно в больших объемах, потребляется повсеместно и распространяется СМИ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.