Само бытие человека... есть глубочайшее общение. Быть — значит общаться.
М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества.
Общение, познание, творчество, место человека во Вселенной — эти и многие другие тесно взаимосвязанные между собой проблемы стояли в центре внимания русского философа, культуролога Генриха Степановича Батищева (1932-1990). Многое из его наследия оказалось гениальным прозрением, востребованным и понятым лишь сейчас, в эпоху величайшего кризиса — кризиса общения, который он предугадывал и пути к преодолению которого указывал.
Окончив в 1956 году философский факультет МГУ, Г.С. Батищев с 1962 года и до конца жизни работал ведущим научным сотрудником Института философии АН CCCР, где защитил докторскую диссертацию. Путь к осмыслению общения — всестороннему и проникающему в самые потаенные его глубины — проходил через решение многих других, не менее важных, вопросов. В своей кандидатской диссертации «Категория диалектического противоречия» (1962 год) и изданной на ее основе монографии «Противоречие как категория диалектической логики» (М., 1963) ученый применил культурно-исторический подход к исследованию научного познания и категории противоречия. С середины 60-х годов его внимание сосредотачивается на проблеме деятельностной сущности человека, что нашло наиболее полное выражение в работе «Деятельностная сущность человека как философский принцип». С начала 70-х годов философ подвергает критике редукцию предметной деятельности к субъект-объектному отношению, а с начала 80-х годов выступает против абсолютизации деятельности, то есть против сведения всей полноты сущности человека лишь к её деятельностному бытию. В то же время он подвергает критике антропоцентризм как мировоззренческую и онтологическую позицию человека в Универсуме, ответственную, по его мнению, за современные глобальные кризисы на планете. В 1977 году духовная эволюция мыслителя привела его к принятию православия. И, если не пройти мимо неоднократных определений сущности Вселенной: она отнюдь не тождественна природе или даже материи, не вещна, но субъектна, человек, изначально, на глубинном уровне связанный с ней, не в состоянии ее присваивать или даже осваивать, а может лишь приобщаться и «служить» этому беспредельному Универсуму, в котором укоренены все человеческие ценности, — то становится совершенно явственным духовный, религиозный подтекст и характер концепции Г.С. Батищева.
Почему же столь значимой была проблема общения в воззрениях этого русского мыслителя? Как уже упоминалось, она тесно связана с онтологией, творчеством и теорией познания. Однако, несмотря на столь существенную роль общения во всей системе философии и бытии человека, Батищев сетует на то, что оно еще не получило признания в качестве собственно философской категории. Надо сказать, что в отечественную науку проблематика общения вошла в 20-е годы нашего столетия, однако
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.