Сопоставить значение вычисленного Кас и субъективно обозначенные стратегии запоминания слов. Влиянием каких факторов можно объяснить различия в эффекте «правого уха» (в уровне Кас или в изменении его знака)?
Определение речевых и образно- пространственных способностей. Речевые способности
За 3 минуты написать как можно больше вариантов необычного использования предмета, указанного на бланке.
Образно- пространственные способности
За 3 минуты придумать как можно больше рисунков, содержащих фрагмент, представленный на бланке. Записать названия рисунков, чтобы потом их можно было нарисовать.
С помощью базы данных определить баллы для теста образного теста и сравнить со средним значением (0,42) для аналогичной выборки, Путем сравнения данных в вашей группе – определить беглость (количество предложенных вариантов использования предмета), которая также характеризует вербальные функции. Сделать вывод о преобладании вербальных или зрительно- пространственных способностей и их связи с функциями разных полушарий мозга.
Исследование внимания (1,2)
Внимание позволяет выделять информацию, имеющую в данный момент наибольшее значение для человека и может возникать как непроизвольно, так и направляться сознательной целью. В работе исследуется непроизвольное и произвольно е внимание.
2.1. Исследование непроизвольного внимания
Непроизвольное внимание - ориентировочная реакция, связанная с новизной предъявляющегося стимула. В произвольном внимании выделяют несколько форм.
Цель работы. Определить степень выраженности ориентировочной реакции в модели Odd-ball задачи и успешность различных видов внимания в тесте ANT (attention network test) .
Определение действия новизны стимула
На экране компьютера латерализованно предъявляются разные образные стимулы (рис.1). При предъявлении целевого стимула «кролик» необходимо нажимать на правую клавишу « → » соответствующую ответу «да», при предъявлении всех остальных – изображений «← », соответствующую «нет».
Рис.1 Пример латерализованного предъявления зрительного стимула
При выполнении задания необходимо поместить голову на специальную подставку и смотреть в центр экрана на предъявляемую там точку. Такое положение головы обеспечивает латерализованное предъявление зрительных стимулов в правое или левое поле зрения (рис.3) и их адресацию соответственно левому или правому полушарию.
![]() |
Рис.2
Контрлатеральная адресация зрительной информации из левого (в правое полушарие) и правого (в левое) полей зрения
После выполнения задания выписать из файла данных индивидуальное время реакции при предъявлении стимулов в разные поля зрения для трех видов реакции: ответы «да», «нет» на повторяющийся и на новый стимул. Сравнить полученные результаты со средне-статистическими, приведенными в Табл.1.
Определить выраженность ориентировочной реакции. Она определяется по формуле ВР (Нет- новый)- ВР (Нет- повторяющийся) и показывает, насколько тормозится двигательная реакция при появлении неожиданного стимула по сравнению с привычным.
Объяснить эффект увеличения времени реакции при предъявлении нового стимула. Объяснить и смену знака Кас при сравнении ответов «Да» и «Нет», используя знания по функциональной асимметрии мозга.
Таблица 1. Средние значения времени реакции при выполнении задания на восприятие нового стимула (385 человек)
Стимулы |
||||
«Да» |
«Нет- повторяющийся» |
«Нет- новый» |
||
Правое поле зрения |
Среднее (мс) |
0,502 |
0,539 |
0,653 |
Левое поле зрения |
Среднее (мс) |
0,532 |
0,514 |
0,633 |
Коэффициент асимметрии |
Среднее |
-0,03 |
0,024 |
0,017 |
Выраженность ориентировочной реакции:
для правого поля зрения 0,653-0,539=0.114,
для левого поля зрения 0,633-0,514=0,119.
2.2. Исследование разных систем внимания
В настоящее время выделяют 3 системы внимания, в основе которых лежит нейросетевое объединение различных анатомических структур. Эти системы выполняют функции бдительности (поддержания активного состояния), ориентации (пространственной селекции входящей информации) и исполнительного контроля (разрешения конфликта). Исследование бдительности производится с использованием предупреждающего стимула, ориентационного внимания - с использованием пространственной подсказки, которая указывает местоположение будущего тестового стимула. Функцию исполнительного контроля исследуют с применением конфликтных заданий. Одним из таких заданий является окружение целевого cтимула, противоречащими ему фланговыми стимулами (flankers). Разработан Attention network test (ANT), который вовлекает все системы внимания и позволяет показать эффективность каждой из них.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.