К вопросу о переиздании описаний лабораторных работ атомного практикума

Страницы работы

Содержание работы

К вопросу о переиздании описаний лабораторных работ атомного практикума

Цель переиздания преследует выполнение следующих методических задач.

1. Обновить существующие более чем тридцатилетней давности описания лабораторных работ по возможности приблизив изложение материала к современному состоянию того или иного вопроса.

2. Добиться максимальной полноты, четкости и краткости изложения описания, достаточного для понимания студентом существа вопроса без привлечения дополнительной литературы.

3. Стандартизовать описания лабораторных работ.

4. Создать электронную версию лабораторных работ, доступную в дальнейшем для оперативного редактирования. (Это частично выполнено).

5. Обеспечить бригаду преподавателей атомного практикума методической работой, выполнение которой является обязательным условием преподавания в университете.

Срок выполнения. Описание лабораторных работ должно быть подготовлено в течение года (к концу 2000 года). Требования к описанию и список лабораторных работ для каждого преподавателя приведены ниже.

Основополагающим материалом к лабораторной работе должны служить существующие описания, электронную версию которых можно получить в лаборатории атомной физики (обращаться к зав. лабораторией Нестеренко Альфие Рашитовне).

Общее редактирование готовых работ будет осуществляться куратором практикума совместно с автором. Окончательный вариант описания должен быть согласован со всеми преподавателями и техническим персоналом лаборатории.

Требования к описанию лабораторных работ

Обязательные пункты (приведенные ниже числа перед названием пунктов не ставить)

Название

Теория

Литература, если это необходимо

Упражнение(я)

Перечень требуемой технической документации

Форма отчета (эта часть описания будет стандартной, может быть мы ее поместим, где-то отдельно)

Контрольные вопросы (около 10 вопросов)

Тема(ы) курсовых работ

Приложения (при необходимости)

Подробности по пунктам и другие требования

1.Название работы, как можно больше отражающее сущность изучаемого физического (атомного) явления.

2. Теория вопроса. (Именно переработка этой части всех существующих лабораторных работ, в основном, является предметом настоящей методической работы).

Материал излагать в гауссовой системе единиц. Большинство ученых считают, что переход в физике на систему единиц СИ был  в свое время ошибочным.

Особое внимание необходимо уделить четкости и краткости изложения. Не используйте сложные математические преобразования. Приводите только общепринятые математические соотношения. Каждая формула должна логически обоснована (объяснена) с использованием фундаментальных, простых и, как следствие, очевидных физических закономерностей. Если такой подход значительно увеличивает объем, то необходимо воспользоваться ссылками на литературу. Но это в крайнем случае, т.к. практика показывает: студенты не изучают цитируемую литературу – им ее некогда смотреть.

Теория вопроса должна быть полной и не должна содержать недосказанностей и «глубокомысленных умолчаний». Необходимо помнить, что кроме нас с вами никто больше в университете не обучает студентов физфака «живой» атомной физике. (Квантовая механика это теоретическая и очень формальная дисциплина).

Полноты описания при первом объяснении можно достичь применением наглядных классических моделей (напр. модель атома Бора). При этом обязательно отмечать несостоятельность такого упрощенного подхода. Окончательная формулировка рассматриваемого вопроса должна быть представлена в рамках строгой квантовомеханической интерпретации (где это необходимо).

Обязательно должно содержаться отражение современного состояния вопроса. Так например, в «b- спектрометре» необходимо отразить современное понимание электрослабого взаимодействия, космологическую проблему массы нейтрино и проблему солнечного нейтрино. Здесь лучше сократить материал, освещающий различные математические критерии правдоподобия. Это тема измерительного практикума. Нам лучше объяснить откуда в ядре берется электрон и антинейтрино. Для этого нужно привлечь кварковую структуру материи. То же относится и к «a-частицам» – почему ядро излучает именно их , а не другие нуклонные образования, почему они моноэнергичны и т. д?

Теоретическая часть естественным путем должна приводить к описанию практических упражнений лабораторной работы.

3. Описание упражнений. (Предполагается, что эта часть описания лабораторной работы не будет подвергнута существенному изменению).

Описание упражнений необходимо согласовать с экспериментальными возможностями существующего в настоящее время стенда по данной лабораторной работе. Не допускается описание заданий лабораторной работы трудно выполнимых в настоящее время из-за отсутствия на стенде необходимых элементов. Необходимо учитывать износоустойчивость всех узлов и элементов стенда при массовом выполнении описываемого Вами упражнения.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Атомная физика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
43 Kb
Скачали:
0