Мотивация письма
В целях повышения эффективности усвоения студентами программы курса ФХАМ и, с другой стороны, стремясь привести работу студентов и преподавателей в соответствие с требованиями Устава НГУ, позволю себе, на правах лектора, высказать несколько деловых предложений.
Следует признать, что оценить насколько эффективным является преподавание того или иного предмета объективно, является достаточно сложной процедурой. Принято считать, что такими «объективными» критериями являются результаты контрольных работ, зачетов и экзаменов. Однако, объективность такой оценки весьма условна, и во многом зависит от добросовестности отношения к процессу обучения студента и преподавателя.
Эффективность и пропуски занятий
В НГУ, как и стране в целом, принята следующая схема обучения в ВУЗах: лекция, семинары, самостоятельная работа. Выполнение такой последовательности усвоения материала курса является обязательным как для преподавателя, так и для студента.
Опыт показывает, что эффективность этой многовековой схемы обучения резко снижается при несоблюдении своих обязанностей участниками процесса обучения, в частности, пропуске лекций или семинаров. Если иногда случающиеся пропуски лекций или семинаров преподавателями вызывают законное возмущение студентов, то систематические пропуски занятий студентами, или их бездеятельность на лекциях семинарах и самостоятельной работе, находят понимание не только среди студентов, но зачастую и преподавательской среде.
Отрадно отметить, что здесь положение усилиями администрации деканата, по-видимому, меняется к лучшему – два студента отчислены в этом семестре только по результатам контрольной недели, фактически за пропуски. Правда, за пропуски только семинаров, поскольку, как я понимаю, посещение лекций студентами деканат пока еще не контролирует, – мол, невозможно (трудно) проверить посещаемость 120 – 130 человек.
В настоящем семестре в рамках своих обязанностей я провел три проверки посещаемости студентами лекций по ФХАМ. Результаты представлены в присоединенном djvu-файле.
Эффективность и списывание
Это еще один «источник» повышения эффективности процесса усвоения.
Чтобы снизить массовое (традиционное) списывание, практикую давать на контрольных индивидуальные задачи или много вариантов задач. Это конечно большая нагрузка на преподавателя, зато исчезает проблема подозрительности к студентам.
Ведение журнала учета посещаемости и успеваемости.
Надеюсь, такой журнал (или что-то подобное) у каждого семинариста имеется.
Эффективность и порядок приема зачетов и экзаменов.
Порядок приема зачетов и экзаменов опубликован на сайте физфака НГУ: http://www.phys.nsu.ru/administration/text/CourseExamenationNSU(1999).html. Там же http://www.phys.nsu.ru/administration/Rules.html есть более свежее (2004г) дополнение к этому правилу: документ 3. «Положение о порядке организации учебного процесса на Физическом факультете НГУ»
Практически эти правила являются типовыми и от одного ВУЗа к другому меняются незначительно. В присоединенном doc-файле «Правила провед_экзаменов» приведено еще три примера правил: физфак МГУ, Белорусский ГЭУ и какой-то военный. На некоторых моментах правил я акцентирую ваше внимание путем выделения текста красным или синим цветом или крупным шрифтом.
Вот наиболее существенные из них.
1. Самое главное, что хотелось бы отметить, - нигде в правилах нет понятия «Экзамен-автомат». Есть похожая процедура, выполняемая во время экзамена (п.3.9) – экзаменатор (лектор) имеет право поставить оценку «отличную» по итогам успеваемости студента.
2. Прописан порядок проведения досрочного экзамена. Такой экзамен проводится только по решению и разрешению декана факультета (п. 2.1.2), перед которым, как я понимаю из правил других вузов, ходатайствует заинтересованная в этом учебная группа (но не группа студентов из произвольных учебных групп!).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.