Экономическая безопасность - «Всему голова», страница 2


Несомненным достоинством книги является и то, что широкая научная и энциклопедическая эрудиция автора позволила избежать «сухости» в подаче материала и изло­жении своих взглядов. Читатель найдет ряд интересных трактовок, объясняющих с точки зрения взаимозависимос­ти внутренних и внешних угроз причины возникновения тех или иных событий, их исторического хода и политической направленности. Хотелось бы полностью солидаризировать­ся с автором, когда он пишет о том, что термин «разруше­ние СССР» с учетом современного понимания внутренних и внешних угроз «более точен, чем саморазрушение, кото­рое вряд ли бы состоялось без внешнего воздействия, по­скольку экономические и политические взгляды видных де­ятелей оппозиции находились под сильным внешним влиянием», а экономический и правовой механизм защиты национальных интересов оказался неэффективным.

Исходя из уроков развала бывшей державы В. К. Сенча-гов приходит к выводу, что проблема безопасности совре­менной России, защита ее национальных интересов - выхо­дит на первый план. Основными моментами здесь являются оценка России как государства, выяснение ее истинного гео­политического положения, выявление жизненно важных на­циональных интересов. В системе координат «геополитика -> национальные интересы -> экономическая безопасность» центральной составляющей, по мнению автора, является геополитическая стратегия государства, исходя из которой должна быть правильно сформулирована задача построения современной рыночной экономики.

Говоря о перспективах социально-экономического разви­тия России, В. К. Сенчагов указывает на реальные опаснос­ти, грозящие будущему страны. Так, в книге особое внима­ние обращено на существующие дисбалансы в статусе России как геополитической державы, возникшие уже пос­ле разрушения СССР. К примеру, по заключению ученого, бюджетный и инвестиционный потенциал Российской Фе­дерации на порядок ниже ее ресурсного потенциала. Для начала устойчивого развития России, по оценке автора, не хватает 200-300 млрд дол. Однако главная беда нашей стра-


ны заключается в том, «что финансово-банковская система, корпоративное управление и все звенья государственного механизма не способны использовать на благо страны и ее граждан накопленный ресурсный потенциал, и те денеж­ные средства, которые страна зарабатывает от благоприят­ной ценовой конъюнктуры». Полностью поддерживая дан­ный тезис ученого, от себя добавлю: ни одно из правительств новой России так и не смогло остановить незаконный вы­воз валютной выручки, насчитывающей к настоящему вре­мени, по разным оценкам, от 150 до 400 млрд дол., эти сред­ства пришлись бы кстати для финансирования устойчивого экономического развития.

Поэтому сегодня, заключает В. К. Сенчагов, России «ну­жен качественно новый уровень стратегического управле­ния и планирования, как на макроуровне, так и на корпора­тивном уровне», чтобы достойно и без потерь вписаться в набирающий темпы процесс глобализации.

Рецензируемая книга является в значительной мере пио­нерной работой и, естественно, не свободна от определен­ных недостатков. В ней, по сравнению с ранее изданными монографиями, меньше уделено внимания исследованию проблем повышения эффективности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Насколько нам известно, ра­бота в этой области в Центре финансово-банковских иссле­дований продолжается, и поэтому следует ожидать новых публикаций по этой проблематике.

В заключение хотелось бы пожелать, чтобы автор и воз­главляемый им творческий коллектив и дальше вели иссле­довательскую работу в области теории национальной безо­пасности в период рыночной трансформации России и набирающей обороты глобализации. Без всякого сомнения, подобные научные разработки - жизненно необходимы, что­бы правопреемница бывшей державы никогда не повторила трагических для ее народа ошибок.

Ю. Ф. ГОДИН,

консультант Комитета Государственной думы РФ по делам СНГ

и связям с соотечественниками, ведущий научный сотрудник

Центра внешнеэкономических исследований РАН,

Москва