Несомненным достоинством книги является и то, что широкая научная и энциклопедическая эрудиция автора позволила избежать «сухости» в подаче материала и изложении своих взглядов. Читатель найдет ряд интересных трактовок, объясняющих с точки зрения взаимозависимости внутренних и внешних угроз причины возникновения тех или иных событий, их исторического хода и политической направленности. Хотелось бы полностью солидаризироваться с автором, когда он пишет о том, что термин «разрушение СССР» с учетом современного понимания внутренних и внешних угроз «более точен, чем саморазрушение, которое вряд ли бы состоялось без внешнего воздействия, поскольку экономические и политические взгляды видных деятелей оппозиции находились под сильным внешним влиянием», а экономический и правовой механизм защиты национальных интересов оказался неэффективным.
Исходя из уроков развала бывшей державы В. К. Сенча-гов приходит к выводу, что проблема безопасности современной России, защита ее национальных интересов - выходит на первый план. Основными моментами здесь являются оценка России как государства, выяснение ее истинного геополитического положения, выявление жизненно важных национальных интересов. В системе координат «геополитика -> национальные интересы -> экономическая безопасность» центральной составляющей, по мнению автора, является геополитическая стратегия государства, исходя из которой должна быть правильно сформулирована задача построения современной рыночной экономики.
Говоря о перспективах социально-экономического развития России, В. К. Сенчагов указывает на реальные опасности, грозящие будущему страны. Так, в книге особое внимание обращено на существующие дисбалансы в статусе России как геополитической державы, возникшие уже после разрушения СССР. К примеру, по заключению ученого, бюджетный и инвестиционный потенциал Российской Федерации на порядок ниже ее ресурсного потенциала. Для начала устойчивого развития России, по оценке автора, не хватает 200-300 млрд дол. Однако главная беда нашей стра-
ны заключается в том, «что финансово-банковская система, корпоративное управление и все звенья государственного механизма не способны использовать на благо страны и ее граждан накопленный ресурсный потенциал, и те денежные средства, которые страна зарабатывает от благоприятной ценовой конъюнктуры». Полностью поддерживая данный тезис ученого, от себя добавлю: ни одно из правительств новой России так и не смогло остановить незаконный вывоз валютной выручки, насчитывающей к настоящему времени, по разным оценкам, от 150 до 400 млрд дол., эти средства пришлись бы кстати для финансирования устойчивого экономического развития.
Поэтому сегодня, заключает В. К. Сенчагов, России «нужен качественно новый уровень стратегического управления и планирования, как на макроуровне, так и на корпоративном уровне», чтобы достойно и без потерь вписаться в набирающий темпы процесс глобализации.
Рецензируемая книга является в значительной мере пионерной работой и, естественно, не свободна от определенных недостатков. В ней, по сравнению с ранее изданными монографиями, меньше уделено внимания исследованию проблем повышения эффективности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Насколько нам известно, работа в этой области в Центре финансово-банковских исследований продолжается, и поэтому следует ожидать новых публикаций по этой проблематике.
В заключение хотелось бы пожелать, чтобы автор и возглавляемый им творческий коллектив и дальше вели исследовательскую работу в области теории национальной безопасности в период рыночной трансформации России и набирающей обороты глобализации. Без всякого сомнения, подобные научные разработки - жизненно необходимы, чтобы правопреемница бывшей державы никогда не повторила трагических для ее народа ошибок.
Ю. Ф. ГОДИН,
консультант Комитета Государственной думы РФ по делам СНГ
и связям с соотечественниками, ведущий научный сотрудник
Центра внешнеэкономических исследований РАН,
Москва
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.