Отличительной особенностью заднего моста является наличие в нем специальных механизмов поворота, являющихся агрегатами органов управления гусеничным трактором. Принцип действия механизмов поворота основан на регулировании крутящих моментов, подводимых к ведущим колесам (звездочкам) правого и левого гусеничного движителя — гусеницам трактора, вследствие чего меняется их посту нательная скорость движения. При повороте гусеничного трактора ею гусеницы движутся с различными поступательными скоростями. Так, например, чтобы трактор мог повернуться в правую сторону, его правая гусеница должна двигаться медленнее, чем левая. При этом медленно движущаяся гусеница называется отстающей, в отличие от более быстро движущейся, называемой набегающей.
Тормоза гусеничного трактора входят составной частью в его механизм поворота. Помимо функции торможения при движении или стоянке, тормоза служат для совершения более крутых поворотов трактора.
К механизмам поворота, помимо общих требований, предъявляются ряд специфических, основными из которых являются: обеспечение устойчивого прямолинейного движения трактора; обеспечение плавного перехода от прямолинейного движения к повороту; минимальные внутренние потери мощности в механизме поворота; отсутствие значительных дополнительных загрузок двигателя при совершении поворота; хороший теплоотвод от поверхностей трения фрикционных элементов механизма поворота; надежное удержание трактора при его длительной стоянке на подъеме или спуске; надежное торможение трактора при его прямолинейном и криволинейном движениях.
Механизмы поворота классифицируются по следующим основным признакам: методу подвода мощности к ним; числу фиксированных радиусов поворота трактора; влиянию их на среднюю поступательную скорость трактора при повороте; тину.
По методу подвода мощности различают механизмы поворота одно-, двух- поточные и с отдельным подводом мощности к каждой гусенице. В отечественных тракторах применяются только однопоточные механизмы поворота.
По числу фиксированных радиусов различают одно-, много- и бесступенчатые механизмы поворота. В отечественных гусеничных тракторах применяют одно- и двухступенчатые механизмы поворота.
По влиянию на среднюю поступательную скорость трактора при повороте различают механизмы, при которых она уменьшается (при постоянной скорости забегающей гусеницы); остается постоянной (на сколько увеличивается поступательная скорость забегающей гусеницы, на столько же уменьшается скорость отстающей гусеницы) и с переменной скоростью. В отечественных тракторах применяются механизмы поворота первой группы.
По типу механизмы поворота бывают с простым или двойным дифференциалом, с фрикционными муфтами поворота и с планетарными механизмами. В отечественных тракторах применяются две последние группы механизмов поворота.
Планетарные механизмы поворота отечественных тракторов выполнены но схемам, изображенным на рис. 1, в, г и д. По сравнению с муфтами попорота они более износостойки и меньше но споим размерам. Па схеме (см. рис. 1, в) представлены одноступенчатые планетарные механизмы с одним планетарным рядом, установленные, как и муфты поворота, в боковых отсеках корпуса заднего моста. На концах вала / центральной передачи закреплены ведущие солнечные шестерни 13 планетарного ряда. Сателлиты 15 установлены на водило 14, закрепленном на ведущем валу 6 конечной передачи. Коронная шестерня 12 закреплена на ступице барабана //, на котором установлен ленточный тормоз Т1 . Ленточные тормоза Т2, служащие для торможения валов б конечных передач, называются остановочными. Они установлены на тормозных барабанах 10.
При прямолинейном движении трактора остановочные тормоза Т2 отпущены, а тормоза Т1 затянуты. Ведущие солнечные шестерни 13 обкатывают сателлиты 15 по неподвижным коронным шестерням 12, увлекая тем самым оба водила 14 с одинаковыми оборотами. меньшими, чем на валу /, на величину передаточного числа планетарного ряда. Наличие передаточного числа в планетарных механизмах поворота позволяет разгрузить предшествующие агрегаты трансмиссии от передачи повышенных крутящих моментов.
Кинематика поворота трактора с одноступенчатым планетарным механизмом такая же, как с муфтами поворота. Их роль в данном случае выполняют тормоза Т1 коронных шестерен 12, так как при их растормаживании и скольжении тормозных барабанов // уменьшаются величина передаваемого крутящего момента и скорость поступательного движения отстающей гусеницы. При полностью отпущенном тормозе Т1 крутящий момент на отстающую гусеницу не передается, потому что вращение солнечной шестерни 13 вызывает в этом время свободное противоположное вращение коронной шестерни 12. Минимальный радиус поворота при полностью отпущенном тормозе Т1, отстающей гусеницы и ее полностью затянутом остановочном тормозе Т2, также равен половине колеи трактора.
Так как в данной схеме планетарные ряды находятся в одном картере с тормозами, последние обычно работают в масле. Подобный механизм поворота установлен на тракторе ТДТ-75.
Па рис. 1, г представлен одноступенчатый планетарный механизм, оба ряда которого установлены в среднем отсеке корпуса заднего моста. Ленточные тормоза Т1 и Т2 (обычно сухого трения) размещены в боковых отсеках заднего моста. В данной схеме ведущими элементами планетарных рядов являются коронные шестерни 12, установленные в общем корпусе /. Тормозными элементами рядов являются солнечные шестерни 13, па трубчатом валу которых закреплены тормозные барабаны II ленточных тормозов Т1 Сателлиты 14 установлены на водилах 15, соединенных с ведущими валами б конечных передач. Остановочные ленточные тормоза Т2 с барабанами 10, такие же, как и предыдущей схеме. Принцип действия данного механизма поворота аналогичен предшествующему с той только разницей, что при прямолинейном движении трактора заторможены не коронные шестерни рядов, а солнечные. По данной схеме выполнены механизмы поворота тракторов ДТ-75 и Т-4М.
Па схеме рис. 1, д показан одноступенчатый планетарный механизм поворота, в котором рабочие планетарные ряды А выполнены но схеме, изображенной на рис. 1, в. Планетарные ряды Б служат только для уменьшения тормозного момента на тормозах 7 Т1 что облегчает управление механизмом поворота. Коронные шестерни 12 этого ряда неподвижно закреплены в корпусе 4 заднего моста, а его сателлиты // установлены па пальцах водил 13, являющихся одновременно приводом коронных шестерен Н рабочего ряда Л. При затянутых тормозах Т1 солнечные шестерни 10 блокируют ряд Б, удерживая тем самым от проворачивания коронные шестерни 14 рабочего ряда А. При этом тормозной момент на тормозах Т1 будет меньше, чем в схеме, изображенной на рис. 1,в, пропорционально передаточному числу между водилом 13 и солнечной шестерней 10 ряда К. Ленточные тормоза Т1 и Т2 — остановочный — работают обычно в масле. Подобный планетарный механизм поворота установлен на тракторе Т-180.
Смазка деталей планетарных рядов механизмов поворота осуществляется маслом, залитым в картер передачи и разбрызгиваемым вращающимися шестернями. В планетарных передачах, работающих совместно с мокрыми тормозами, применяется масло АК-15.
Подшипниковые узлы планетарных рядов обычно регулировок не требуют.
Литература.
1. Конструкция, основы теории и расчет тракторов. Учебник для техникумов. М.: «Высш. шк.»., 1971.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.