Кислотность определяют в соответствии с ГОСТ 11362-76. Для автомобильных бензинов обычного качества кислотность не должна быть более 3 мг КОН/100 мл, а для бензинов с государственным знаком качества – от 0,8 до 1,0 мг КОН/100 мл.
Задание № 4
Назовите, известные простейшие методы умягчения охлаждающей воды для двигателей. Вода какой жесткости подлежит умягчению при использовании в двигателе. Методы удаления накипи с поверхностей системы охлаждения.
Решение:
Умягчению подлежит вода при жесткости свыше 3 мгÄэкв/л (озерная и речная – 3…6,5; колодезная и ключевая – 6,5…11,0, морская – более 11,0 мгÄэкв/л).
Умягчение проводят с помощью термического и химического способов.
Термическое умягчение основано на том, что при нагревании воды до 85…110оС соли карбонатной жесткости разлагаются и образуют карбонаты кальция и гидроокиси магния, выпадающие в осадок, а также выделяются СО2 и О2.
Химическое умягчение воды основано на двух методах – осаждения и катионного обмена.
Метод осаждения основан на переводе Са2+ и Мg2+ растворимых солей в малорастворимые соединения. Для этого используют Са(ОН)2, NaOH, NaCO3, Na3PO4.
Метод катионирования заключается в использовании нерастворимых в воде веществ, называемых катионитами, которыми заполняют фильтры и которые в процессе фильтрования заменяют свой обменный катион на катионы солей (минеральные катионы: глауконит, группа цеолитов и др.).
Наиболее простыми и доступными способами умягчения воды в условиях эксплуатации машин является:
1) Кипячение. При кипячении воды соли – накипеобразователи карбонатной жесткости разлагаются и выпадают в осадок:
Са(НСО3)2®СаСО3¯+СО2+Н2О
Мg(НСО3)2®МgСО3¯+СО2+Н2О
Прокипяченную воду отстаивают и пропускают через матерчатый фильтр, а затем вновь заливают в двигатель.
2) Умягчение воды тринатрийфосфатом. Готовят в отдельной емкости насыщенный раствор Na3PO4 (3 кг на 10 л воды). 1 литр приготовленного раствора достаточен для умягчения 200 л воды жесткостью около 9 мгÄэкв/л.
После добавления Na3PO4 воду перемешивают, дают отстояться, фильтруют и затем заливают в систему охлаждения двигателя.
3) Магнитная обработка воды. Метод умягчения заключается в том, что под воздействием магнитного поля из воды в виде твердой фазы выделяются соли жесткости, которые легко удаляются из воды при фильтровании.
4) Применение антикоррозийных присадок и антинакипинов. Действие антинакипинов сводится к предотвращению образования твердых отложений накипи на горячих поверхностях.
Достигается это за счет перевода солей жесткости в рыхлое состояние или удержание их в воде в виде перенасыщенного раствора.
Для этого применяют хромпик К2Сr2O7, гексаметафосфат натрия (NaPO3), Na3PO4×12H2O.
Эти растворы заливают в систему охлаждения двигателя, предварительно их приготовив.
При эксплуатации двигателей даже в благоприятных условиях в системе охлаждения образуются некоторое количество накипи, для удаления которой существуют следующие способы:
1. Удаление накипи содовым раствором.
При использовании раствора с каустической содой, для предотвращения коррозии, с двигателя предварительно необходимо демонтировать термостат и другие приборы из цветных металлов. Приготовленным раствором (100…150 г соды и 50 г керосина на 1л воды) заполняют систему охлаждения, дают работать двигателю 10-12 ч при t раствора в системе около 80оС, затем его останавливают, раствор сливают и систему охлаждения промывают чистой водой не менее 2-3 раз.
2. Использование раствора технической соляной кислоты (НСl).
Заливают в систему при снятом термостате приготовленный раствор (из расчета 50…60 мл НСl на 1 литр воды). В результате этого накипь растворяется и выделяется СО2. Через 40…60 мин двигатель запускают на 5 минут и останавливают.
По прекращении выделения СО2 раствор сливают и систему тщательно промывают водой. Чтобы нейтрализовать остатки кислоты систему заполняют на 1 час 2 % раствором технической соды ( 20 г на 1 л воды), а затем раствор сливают и систему промывают водой.
3. Применение раствора молочной кислоты.
Раствор молочной кислоты готовят из расчета 60 г на 1 л воды и подогревают до 30-40оС, а затем заливают в систему охлаждения, предварительно сняв термостат. Двигатель после 6-8 часов работы останавливают. По прекращению выделения СО2 раствор сливают, заливают в систему 0,5% раствора хромпика в воде, после чего промывают водой.
Используют также для удаления накипи следующие растворы:
Хромпик кальцинированной соды (100 г на 1л воды) и хромпика (2…3 г на 1 л воды)
Задание № 5
Укажите, в чем отличие моторных масел для дизельных и карбюраторных двигателей?
1) Разные основы масел;
2) Большое количество присадок в дизельных маслах;
3) Лучшая моющая способность масел для карбюраторных двигателей.
Решение:
2) Большое количество присадок в дизельных маслах
Используемая литература
1. Павлов Е.В. Топливо-смазочные материалы и специальные жидкости для строительных машин. Ч 1,2, Волгоград, 1997
2. Топлива, смазывающие материалы, технические жидкости. Срав. Издание под ред В.М. Школьникова.- М.: Химия, 1989.
3. Итинская Н.И. Справочник по топливу, маслам и техническим жидкостям. М.: Колос, 1982 г.
4. Комплексная оценка свойств моторных топлив и смазочных материалов. Метод.указ.к к/р. Сос. Е.В. Павлов. Волжский, ВолжскИСИ, 1998.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.