ВОПРОС № 1
КЛАССИФИКАЦИЯ И ИНДЕКСАЦИЯ МАШИН ДЛЯ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ.
Машины для земляных работ применяются широко и промышленном и гражданском строительстве, в горнорудной промышленности, в сельском хозяйстве и при добыче сырья для промышленности строительных материалов.
Классификации видов строительных работ Обычно соответствует и классификация применяемых для них машин. Как правило, для каждого вида работ используется свой комплекс машин. Однако в каждом конкретном случае состав этого комплекса может различаться как типоразмером машин, так и их номенклатурой. Для более подробной классификации можно рассматривать рабочие технологические процессы и операции на которые разделяются данные виды работ (например, машины для земляных работ можно разделить на подготовительные» землеройные, транспортные и отделочные). Однако при такой классификации в одну группу попадают машины конструктивно и по рабочим процессам весьма различные. Поэтому применяется классификация, основанная на общности видов работ с делением машин по их конструкции и рабочим процессам.
Каждая машина состоит из рабочего и силового оборудования, металлоконструкций (основной рамы, корпуса) и управления. Кроме того, большинство машин имеет ходовое оборудование и передаточные устройства (трансмиссии) для преобразования энергии силового оборудования, в полезную работу рабочего органа.
Машины могут классифицироваться по характеру действия рабочего органа (прерывного или периодического и непрерывного), по его рабочему признаку (конструкции), роду силового или ходового оборудования, управления. Характер действия рабочего органа определяет конструкцию машины и область ее применения.
Помимо этого машины классифицируют по мощности или типоразмеру—очень большие, большие, средние, малые и очень малые. Эти понятия, как впрочем, и все виды классификационных признаков условны и меняют свое численное выражение в зависимости от пределов мощности и других показателей.
Землеройными машинами — рыхлителями рыхлят грунт; экскаваторами и грейдер-элеваторами разрабатывают грунт и грузят его в транспортные сродства; бульдозерами, скреперами, грейдер-элеваторами и автогрейдерами разрабатывают грунт и перемещают его; бульдозерами, автогрейдерами и скреперами разравнивают и планируют грунт, автогрейдерами выполняют профилировочные работы.
Машины, копающие грунт перемещением рабочего органа (отвала, ножевой системы или ковша) при одновременном движении всей машины (бульдозеры, скреперы, грейдер-элеваторы и автогрейдеры), часто называют землеройно-транспортными машинами.
Путем разработки или использования типоразмерных рядов наиболее прогрессивных по конструкции основных унифицированных узлов автотракторной промышленности и создания на их базе оптимальных типоразмерных рядов машин, а также их семейств и модификаций различного назначения, могут быть созданы государственные системы универсальных машин различного отраслевого или межотраслевого назначения, в том числе и ЗТМ.
На базе практически шести размерностей цилиндров и широкой унификации основных узлов изготовляются дизели мощностью от 55 до 1500 л. с., устанавливаемые на разнообразные строительные машины и автосамосвалы, развернутые ряды гусеничных и колесных тракторов, погрузчиков, автопогрузчиков, катков, трубоукладчиков, рыхлителей, бульдозеров, скреперов (самоходных, самозагружающихся и прицепных), скреперных поездов и автогрейдеров.
Все 24 модели выпускаемых дизелей (не считая устаревшего дизеля Д-342) являются базовыми двигателями, каждый из которых в среднем имеет три — пять модификаций (например, выполнение судовое, для электростанций, тракторное и т. п.). Из этих базовых 24 моделей одну треть составляют экспериментальные модели с диаметром цилиндров 114 мм и различным ходом поршней. Таким образом, примерно 42 модели дизелей серийного производства мощностью от 55 до 1500 л. с. имеют всего шесть размерностей (отношение диаметра цилиндра к ходу поршня), шесть унифицированных широкоразветвленных семейств с числом моделей в каждом порядка семи. Все- эти дизели имеют только шесть комплектов запасных частей, что резко упрощает эксплуатацию и ремонт.
Хотя основное назначение каждой модели вполне конкретно, широкие возможности регулирования частоты вращения, меняющейся в 2—2,5 раза, позволяют успешно применять эти дизели в самых разнообразных условиях. Так, дизель Д-336 применяется для автомобилей, погрузчиков, скреперов, тракторов, экскаваторов, электростанций, катеров и т. п. Характерно что для мощности 75 л, с. можно выбрать три дизеля, для мощности 100 л. с. — четыре дизеля двух размерностей, для мощности 170 л. с.—пять дизелей трех размерностей, для мощности 250 л. с. — четыре дизеля четырех размерностей, для мощности 500 л. с. — четыре дизеля двух размерностей и для мощности 1000 л. с. — два дизеля двух размерностей.
Что касается коэффициентов рядов машин, то для тракторов они составляют 1,33—1,44 по мощности, для гусеничных погрузчиков 1,21—1,61 по мощности и 1,16—1,71 по емкости ковша, для бульдозеров и катков 1,33—1,77, для колесных погрузчиков 1,25—1,69 по емкости и 1,27—1,5 по мощности, для скреперов соответственно 1,2—1,46 и 1,3—1,72, для самозагружающихся скреперов 1,47—2 и 1,38—2, для скреперных поездов 1,42—1,48 и 1,45—1,57, для трубоукладчиков 1,47—1,55, для автогрейдеров 1,25—1,5, для автосамосвалов 1,42—1,5. Следует отметить, что большие значения коэффициента ряда скреперов по мощности объясняются применением для скреперов одной» емкости в зависимости от условий работ двигателей разной мощности. Большие значения отдельных коэффициентов ряда, а также целого ряда, отвечают обычно моделям специальным. и реже применяемым. Величина коэффициента обычно не превышает 33%, чаще для массовых машин колеблясь в пределах . 10—15%, реже— 12—20%.
Литература:
1. Домбровский Н.Г. Строительные машины. Учебник для вузов. В 2 частях. Ч.1-я. М., «Машиностроение», 1976
2. Дорожные машины. Часть 1. Машины для земляных работ. Изд.3-е перераб. и доп. М., «Машиностроение», 1972. Авт. Алексеева Т.В. и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.