Постоянно растущая база строительного производства расширяет границы использования топлив и энергии. При этом большую долю составляют жидкие виды топлив - бензины, дизельное топливо, мазуты и др. В качестве силовых агрегатов строительных машин самое широкое применение нашли двигатели внутреннего сгорании - дизельные и карбюраторные. Для их работы требуются десятки миллионов тонн дистиллятных топлив.
Топливом можно считать не каждое вещество, способное гореть и выделять некоторое количество теплоты. По образному определению Д.И. Менделеева, топливом называют горючее вещество, умышленно сжигаемое с целью получения теплоты. К каждому виду топлива предъявляются определенные требования, способствующие полному его использованию. Прежде всего топливо должно выделять при сгорании наибольшее количество теплоты; легко загораться и развивать высокую температуру, быть широко распространенным в природе, доступным для разработки и недорогим при использовании; сохранять первоначальные свойства при хранении и транспортировке; не выделять при сгорании опасных для здоровья человека веществ.
Приведенным требованиям в полной мере отвечают такие органические вещества, как ископаемый уголь, природные газы, нефть, горючие сланцы, дрова, торф.
Все виды топлива по агрегатному состоянию разделяют на твердые, жидкие и газообразные, а по происхождению на естественные и искусственные (табл.2.1).
Таблица - Классификация топлива
Агрегатное состояние |
Топливо |
|
естественное |
искусственное |
|
Жидкое |
Нефть |
Бензин, керосин, дизельной, мазут, бензол, спирт, смолы |
Твердое |
Ископаемые угли, горючие сланцы, дрова, торф |
Каменноугольной кокс и полукокс, пылевидное и брикетированное топливо, древесный уголь и др. |
Газообразное |
Природный и попутный нефтяные газы |
Газы (коксовый, генераторный, водяной, светильный, доменный, полу коксовый, нефтезаводов и др.) |
Строительное производство является одним из основных потребителей жидкого топлива, используемого для работы огромного парка строительных и дорожных машин (экскаваторов, бульдозеров, автогрейдеров, кранов, стационарных генераторных и других установок).
Каждое топливо состоит из горючей и негорючей частей.
В горючую часть топлива входит совокупность различных органических соединений: углерод, водород, кислород, азот и сера.
Негорючая часть представлена, минеральными примесями, включающими золу и влагу.
Жидкие и твердые топлива состоят из горючих веществ различной молекулярной массы. Исследуя химический состав и свойства таких топлив, прежде всего необходимо определить их элементарный состав (по массе в процентах), который характеризует их качество.
Углерод (С)- основная горючая часть топлива. Тепловая ценность топлива повышается с увеличением содержания углерода. В топливах различных видов содержание углерода от 50 до 97%,
Водород (Н)- по тепловой ценности вторая после углерода горючая составляющая топлива. По сравнению о углеродом, теплоты при сгорании водорода выделяется в четыре раза больше хотя его содержание в топливе до 25%.
Кислород (О)- входит в состав топлива, но не горит и не выделяет теплоты, являясь внутренним балластом. В зависимости от вида топлива содержание кислорода составляет 0,5...43%.
Азот (N)- является инертной частью топлива, не горит и так же, как кислород, относится к его внутреннему балласту. Содержание азота в твердом и жидком топливах невелико и составляет 0,5...1,5%.
Сера (S)- является весьма нежелательной примесью, хотя при её сгорании выделяется некоторое количество теплоты. Продукты её сгорания - сернистый SO2 сернистый SO3 ангидриды вызывают сильную газовую и жидкостную коррозию поверхностей металлов. Содержание серы в нефтях от 0,1 до 5%, в твердых топливах от долей процента до 7...8%.
Зола (А) - образуется при полном сгорании топлива и является негорючим твердым компонентом. Нежелательна и вредна. В ее присутствии усиливается абразивные износы, усложняется эксплуатация котельных и других установок. Топливо с высокой зольностью имеет низкую теплоту сгорания и загораемость.
Влагa (W)- весьма нежелательная примесь в топливе. Часть выделяемой теплоты затрачивается на её испарение, снижая тем самым теплоту и температуру сгорания топлива. Влага способствует коррозионным процессам, а в зимнее время усложняет эксплуатацию оборудования.
Примеси (минеральные золу и влагу) принято подразделять на внешние и внутренние. Из окружавшей среды в топливо попадают внешние, а при добыче, транспортировании и хранении - внутренние примеси, которые входят в химический состав топлива.
Газообразное топливо имеет разнообразный химический состав, горючая часть которого состоит на водорода Н, оксида углерода С0, метана СН4 и других углеводородов, общей формулой СnНm с числом углеродных атомов до четырех включительно. Основную тепловую ценность в газообразном топливе представляет метан и более тяжелые углеводороды (например, С3Н8 - пропан; С4Н10 - бутан и др.). Оксид углерода выделяет небольшое количество теплоты. У газообразного топлива в балластную часть входят негорючие газы, такие, как углекислый СО2 и сернистый SO2; азот N, кислород О2 и водяные пары.
Условное топливо. Равное количество различных топлив имеет разную теплоту сгорания. Поэтому для сравнения различных видов топлив и суммарного учета их запаса, для составления норм расхода и планирования потребности введино понятие условного топлива. За единицу условного топлива принято такое топливо, которое при полном сгорании 1кг или 1м3 выделяет 29307,6 кДж теплоты. Чтобы перевести исследуемое топливо в условное, необходимо теплоту его сгорания разделить на теплоту сгорания условного топлива. Полученное число - есть калорийный эквивалент данного топлива. Он показывает, во сколько раз исследуемое топливо выделяет больше или меньше теплоты по сравнению о условным. Если за единицу условного топлива принят донецкий каменный уголь, имеющий калорийный эквивалент 1,00 и теплоту сгорания 29307,6 кДж, то нефть и мазут будут иметь соответственно калорийные эквиваленты 1,42 и 1,40 при теплоте сгорания 41867 и 41448 кДж.
По данным акад. Н.Мельникова, на одного человека в мире расходуется около двух тонн условного топлива.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.