6. Роликовые радиально-упорные подшипники с одним рядом конических роликов предназначены для восприятия радиальной нагрузки и односторонней осевой (рис. 5.3, 5.4). Чувствительны к перекосам. Для восприятия двухсторонних осевых нагрузок их спаривают. Подшипники выпускают с углом контакта а = 24...29° (типа 27000). Пару подшипников типа 27000 рекомендуется устанавливать на одной опоре, В узлах с радиально-упорными подшипниками должна быть предусмотрена регулировка осевого зазора подшипников. По сравнению с шариковыми радиально-упорными подшипниками роликовые отличаются большей грузоподъемностью, меньшей точностью вращения и предельно-допустимой частотой вращения, их стоимость меньше. Допускают раздельный монтаж наружного и внутреннего колец с комплектом роликов.
7. Шариковые одинарные подшипники (типа 8 000) предназначены для восприятия односторонней осевой нагрузки, применяют при значительно меньших по сравнению с другими шариковыми частотами вращения, очень чувствительны к перекосам.
2.3 Система условных обозначений подшипников
На торце одного из колец подшипника нанесены его условное обозначение и
номер завода-изготовителя (рис. 5. 5 и 5.6).
Условное обозначение подшипника составляется из букв и цифр (максимальное количество цифр 7) и характеризует внутренний (сопрягаемый с валом) диаметр подшипника, его серию, тип, конструктивные особенности и точность.
Две первые цифры, считая справа, обозначают внутренний диаметр подшипника. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм эти цифры соответствуют внутреннему диаметру, деленному на пять.
Например: подшипник с внутренним диаметром 25 мм имеет справа две цифры 05, с внутренним диаметром 100 мм - цифры 20 и т.д.
Третья цифра справа обозначает серию диаметров подшипников: 1 -особо легкая серия, 2 - легкая, 3 - средняя, 4 - тяжелая, 5 - легкая широкая, 6 - средняя широкая и т.д. Четвертая цифра справа обозначает тип подшипника:
Радиальный шариковый.................................................................. 0
Радиальный шариковый сферический ...........................................1
Радиальный с короткими цилиндрическими роликами................2
Радиальный роликовый сферический.............................................3
Радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами или игольчатый .......................................................................................4
Радиальный роликовый с витыми роликами.................................5
Радиально-упорный шариковый.....................................................6ss
Роликовый конический....................................................................7
Упорный шариковый........................................................................8
Упорный роликовый.........................................................................9
Пятая или пятая и шестая цифры справа обозначают конструктивные особенности подшипников (номинальный угол контакта тел качения с наружным кольцом в радиально-упорных подшипниках, наличие стопорной канавки на наружном кольце и т.п.).
СТ СЭВ 774-77 регламентирует пять классов точности подшипников в порядке повышения точности: РО, Рб, Р5, Р4, Р2. Допускается и цифровое обозначение классов точности 0, 6, 5, 4, 2.
Классы точности маркируются слева от условного обозначения (ГОСТ 3189-89). Например, 5-206, где 5 - обозначает класс точности, а 206 - условное обозначение подшипника.
Для большинства осей и валов общего назначения применяют подшипники нулевого (нормального) класса точности, обычно — 0, на подшипникахне маркируется.
Иногда справа от условного обозначения могут проставляться буквы, характеризующие: отличия в материале деталей, дополнительные требования к подшипнику по шуму, чистоту обработки, радиальный зазор и др.
Например:
Е -сепаратор выполнен из неметаллов;
Р - детали подшипника изготовлены из теплостойкой стали;
Ю - все или часть деталей подшипника изготовлены из нержавеющей стали;
К - наличие стального штампованного сепаратора.
Т - температура отпуска колец - 200°С
П - температура отпуска колец - 225°С и т.д.
Примеры обозначений подшипников
1. Подшипник 210 - шариковый радиальный подшипник легкой узкой серии с внутренним диаметром 50 мм (d=5*10=50 мм) нормального класса точности.
3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
Студенты по представленным комплектам подшипников, используя мерительный инструмент, вычерчивают эскизы подшипников с основными размерами: а -внутренний диаметр, D - наружный диаметр, В - ширина подшипника. На эскизе стрелками должны указываться направления воспринимаемых нагрузок.
В краткой характеристике подшипника (схема нарис. 5.7) студент должен указать:
1. Нагрузка каких направлений может восприниматься данным подшипником.
2. Обеспеченность подшипником фиксации фала в осевом направлении,
3. Допускаются ли и в каких направлениях перекосы вала.
4. Дать сравнительную оценку грузоподъемности подшипника в радиальном и осевом направлениях.
Пример заполнения журнала на роликовый подшипник, изображенный на
рисунке 5.7 Подшипник 2318. Расшифровка условного обозначения подшипника:
2 - Роликовый с короткими цилиндрическими роликами;
3 - Средний узкой серии;
18 - Диаметр вала d=18*5=90 мм.
Краткая характеристика подшипника: предназначен только для радиальных нагрузок, осевой фиксации вала не обеспечивает, чувствителен к перекосам. Грузоподъемность данного подшипника выше грузоподъемности шарикового подшипника, имеющего такие же габаритные размеры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.