Изучение конструкций подшипников качения (Лабораторная работа № 5), страница 2

6. Роликовые радиально-упорные подшипники с одним рядом конических ро­ликов предназначены для восприятия радиальной нагрузки и односторонней осе­вой (рис. 5.3, 5.4). Чувствительны к перекосам. Для восприятия двухсторонних осевых нагрузок их спаривают. Подшипники выпускают с углом контакта а = 24...29° (типа 27000). Пару подшипников типа 27000 рекомендуется устанавли­вать на одной опоре, В узлах с радиально-упорными подшипниками должна быть предусмотрена регулировка осевого зазора подшипников. По сравнению с шариковыми радиально-упорными подшипниками роликовые от­личаются большей грузоподъемностью, меньшей точностью вращения и предель­но-допустимой частотой вращения, их стоимость меньше. Допускают раздельный монтаж наружного и внутреннего колец с комплектом роликов.

7. Шариковые одинарные подшипники (типа 8 000) предназначены для восприятия односторонней осевой нагрузки, применяют при значительно меньших по сравнению с другими шариковыми частотами вращения, очень чувствительны к перекосам.

2.3 Система условных обозначений подшипников

На торце одного из колец подшипника нанесены его условное обозначение и

номер завода-изготовителя (рис. 5. 5 и 5.6).

Условное обозначение подшипника составляется из букв и цифр (максималь­ное количество цифр 7) и характеризует внутренний (сопрягаемый с валом) диа­метр подшипника, его серию, тип, конструктивные особенности и точность.

Две первые цифры, считая справа, обозначают внутренний диаметр подшип­ника. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм эти цифры со­ответствуют внутреннему диаметру, деленному на пять.

Например: подшипник с внутренним диаметром 25 мм имеет справа две циф­ры 05, с внутренним диаметром 100 мм - цифры 20 и т.д.

Третья цифра справа обозначает серию диаметров подшипников: 1 -особо легкая се­рия, 2 - легкая, 3 - средняя, 4 - тяжелая, 5 - легкая широкая, 6 - средняя широкая и т.д. Четвертая цифра справа обозначает тип подшипника:

Радиальный шариковый.................................................................. 0

Радиальный шариковый сферический ...........................................1

Радиальный с короткими цилиндрическими роликами................2

Радиальный роликовый сферический.............................................3

Радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами или игольчатый .......................................................................................4

Радиальный роликовый с витыми роликами.................................5

Радиально-упорный шариковый.....................................................6ss

Роликовый конический....................................................................7

Упорный шариковый........................................................................8

   Упорный роликовый.........................................................................9

Пятая или пятая и шестая цифры справа обозначают конструктивные особен­ности подшипников (номинальный угол контакта тел качения с наружным коль­цом в радиально-упорных подшипниках, наличие стопорной канавки на наруж­ном кольце и т.п.).

СТ СЭВ 774-77 регламентирует пять классов точности подшипников в порядке повышения точности: РО, Рб, Р5, Р4, Р2. Допускается и цифровое обозначение классов точности 0, 6, 5, 4, 2.

Классы точности маркируются слева от условного обозначения (ГОСТ 3189-89). Например, 5-206, где 5 - обозначает класс точности, а 206 - условное обозначение подшипника.

Для большинства осей и валов общего назначения применяют подшипники нулевого (нормального) класса точности, обычно — 0, на подшипникахне марки­руется.

Иногда справа от условного обозначения могут проставляться буквы, характе­ризующие: отличия в материале деталей, дополнительные требования к подшип­нику по шуму, чистоту обработки, радиальный зазор и др.

Например:

Е -сепаратор выполнен из неметаллов;

Р - детали подшипника изготовлены из теплостойкой стали;

Ю - все или часть деталей подшипника изготовлены из нержавеющей стали;

К - наличие стального штампованного сепаратора.

Т - температура отпуска колец - 200°С

П - температура отпуска колец - 225°С и т.д.

Примеры обозначений подшипников

1. Подшипник 210 - шариковый радиальный подшипник легкой узкой серии с внутренним диаметром 50 мм (d=5*10=50 мм) нормального класса точности.

3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ

Студенты по представленным комплектам подшипников, используя меритель­ный инструмент, вычерчивают эскизы подшипников с основными размерами: а -внутренний диаметр, D - наружный диаметр, В - ширина подшипника. На эскизе стрелками должны указываться направления воспринимаемых нагрузок.

В краткой характеристике подшипника (схема нарис. 5.7) студент должен указать:

1. Нагрузка каких направлений может восприниматься данным подшипником.

2. Обеспеченность подшипником фиксации фала в осевом направлении,

3. Допускаются ли и в каких направлениях перекосы вала.

4. Дать сравнительную оценку грузоподъемности подшипника в радиальном и осевом направлениях.

Пример заполнения журнала на роликовый подшипник, изображенный на

рисунке 5.7 Подшипник 2318. Расшифровка условного обозначения подшипника:

2 - Роликовый с короткими цилиндрическими роликами;

3 - Средний узкой серии;

18 - Диаметр вала d=18*5=90 мм.

Краткая характеристика подшипника: предназначен только для радиальных нагрузок, осевой фиксации вала не обеспечивает, чувствителен к перекосам. Гру­зоподъемность данного подшипника выше грузоподъемности шарикового под­шипника, имеющего такие же габаритные размеры.