ЗАДАНИЕ 1. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В АВТОМАТИКЕ.
В системах автоматики используется множество датчиков, различных по устройству и назначению. Основной функцией датчика является преобразование входной величины любой физической природы в величину на выходе, более удобную для контроля, регулирования или управления. Однако непосредственно использовать выходной сигнал датчика для воздействия на последующие элементы автоматической системы (и даже для непосредственного измерения и сравнения) не всегда возможно. Преобразование выходной величины датчика в удобный для последующего использования и измерения вид осуществляется в измерительных схемах. Входной величиной измерительной схемы обычно являются переменное сопротивление (активное и реактивное) или напряжение.
Из большого разнообразия измерительных схем наиболее широко используются мостовые, дифференциальные и компенсационные.
Мостовые схемы.
Такие схемы применяют преимущественно совместно с датчиками, работа которых основана на изменении активного и реактивного сопротивлений. Мостовые схемы осуществляются как на постоянном, так и на переменном токе и могут быть двух видов: неравновесные (небалансные) и равновесные (балансные).
Простейшая схема неравновесного моста (рис. 1А) состоит из трех постоянных резисторов и резисторного датчика , которые составляют плечи моста. Источник напряжения , включен в одну диагональ АС моста, а выходное напряжение моста снимается с другой его диагонали ВD— измерительной, в которую включен измерительный прибор ИП.
В неравновесной мостовой схеме реализуется метод непосредственного отсчета, заключающийся в использовании выходного напряжения или тока прибора для осуществления воздействия или измерения.
Если сопротивления плеч моста подобраны так, что потенциалы точек В и D одинаковы, то ток в цепи прибора IПР будет отсутствовать. При равновесии мостовой схемы IПР =0 и при питании ее постоянным по величине напряжением на основании законов Кирхгофа для замкнутых контуров можно записать
,
Условие равновесия моста на постоянном токе . Для неуравновешенного моста это условие не выполняется, в связи с чем на его измерительной диагонали всегда имеется некоторая разность потенциалов. Величину изменения сопротивления датчика в схеме неуравновешенного моста определяют по его выходному напряжению, соответствующему изменению указанного сопротивления.
В равновесной мостовой схеме (рис.1Б) применяется нулевой метод измерения: изменение сопротивления одного плеча (входная величина моста) уравновешивается изменением сопротивления другого (других) плеча (R1 и R2) до момента исчезновения тока в измерительной диагонали IПР=0. В этом случае определяющей величиной является компенсирующее сопротивление RP. Измерительный прибор — нуль-индикатор НИ, в качестве которого используют гальванометр здесь служит только для выявления
наличия разбаланса, при возникновении которого схема балансируется вновь перемещением движка регулировочного резистора RP. В производственных условиях при непрерывных измерениях уравновешивание такого моста производится автоматически.
Дифференциальная схема.
Электрическую цепь, состоящую на двух смежных контуров, в каждом из которых действует отдельная ЭДС (рис. 2), называют дифференциальной схемой. Измерительный прибор, включаемый в ветвь, общую для обоих контуров, реагирует на разность контурных токов I1 и I2. Когда внешнего воздействия нет, то ЭДС и сопротивления контуров равны, токи I1 и I2 равны и ток через прибор равен нулю: Iпр =0.
Дифференциальные схемы, как правило, работают на переменном токе и могут быть использованы в двух режимах: 1) при неизменных ЭДС (рис.2а) изменяется сопротивление одного пли обоих контуров (±DZ — входная величина);
2) при неизменных сопротивлениях обоих контуров ( РИС 2б) изменяется либо одна, либо обе ЭДС (±DE — входная величина). Режим работы определяется типом применяемого датчика.
Дифференциальные схемы пригодны как для измерения изменяющегося напряжения (или ЭДС), так и переменных сопротивлений. Дифференциальные схемы применяют при необходимости сравнения двух величин или измерения не абсолютного значения контролируемой величины, а ее изменения в некотором диапазоне. По сравнению с мостовой схемой дифференциальная имеет большую чувствительность.
Компенсационная схема. Для измерений малых ЭДС, например создаваемых генераторными датчиками, используется компенсационная схема.
Принцип компенсации заключается в том, что измеряемая ЭДС (или напряжение) уравновешивается равным и противоположным по знаку падением напряжения, значение которого может быть установлено и определено с высокой точностью.
Простейшая компенсационная схема для измерения ЭДС постоянного тока приведена на рис. 3 В этой схеме так называемый рабочий ток 1 создает падение напряжения вдоль реохорда.
Измеряемая ЭДС ЕX через гальванометр (нуль-индикатор) НИ подается между точками а и Ь. Компенсирующее падение напряжения снимается с реохорда; при постоянстве тока оно пропорционально расстоянию между точками а и b. Ток через нуль-индикатор на основании второго закона Кирхгофа определяется выражением
где ЕX — измеряемая ЭДС; U — компенсирующее напряжение;
Rab - часть сопротивления реохорда; RПР — сопротивление нуль-индикатора; RX — внутреннее сопротивление источника ЕX.
В момент компенсации и ток через нуль-индикатор = 0. Сопротивление Rab представляет собой часть сопротивления реохорда RP, поэтому компенсирующее напряжение U может быть записано так: где .
Таким образом, измеряемое напряжение UX вполне определяется положением движка реохорда, если сопротивление реохорда Rр и ток I неизменны.
Постоянство сопротивления реохорда обеспечивается подбором материала, из которого он изготовлен, постоянство рабочего тока — точным измерением и периодической регулировкой или применением стабилизированного источника, поддерживающего постоянным рабочий ток.
Уравновешивание схемы может осуществляться вручную или автоматически.
Основными достоинствами компенсационного метода измерения являются высокая чувствительность (благодаря нулевому методу измерения); независимость результата измерения от изменения сопротивления соединительных проводов; отсутствие потребления энергии от исследуемого датчика в момент компенсации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.