ВВЕДЕНИЕ
С переходом к рыночным отношениям изменилась система управления предприятиями России. В советский период развития отечественной экономики, конкурентоспособности как объективной категории ни в теории, ни в тем более на практике не уделялось должного внимания. Государство самостоятельно разрабатывало для предприятий долгосрочные и краткосрочные планы, которые являлись прежде всего инструментом распределения ресурсов для реализации жестко заданных сверху целей, средством контроля и оценки деятельности предприятия, а выполнение и перевыполнение планов служило основой стимулирования труда на предприятии. Предприятия не имели возможности самостоятельности выбирать и определять конкурентные преимущества своего развития, изучать потребности и запросы покупателей и выпускать продукцию, наиболее полно удовлетворяющую эти потребности. Конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции не уделялось серьезного внимания и по причине существующего представления о высоком качестве советской продукции.
С началом становления рыночных отношений и открытием «железного занавеса», продукция многих иностранных предприятий быстро завоевала отечественный рынок, вытеснив продукцию советских предприятий по причине ее более низкого качества и более высокой цене, а также практическое отсутствие системы стимулирования покупателей. В настоящее время глобализация мировой экономики еще острее ставит проблему повышения конкурентоспособности предприятий. Поэтому конкурентоспособность стояла одной из ключевых категорий для любого российского предприятия, так как в ней концентрировано выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационные, управленческие, маркетинговые и иные возможности как отдельных предприятий, так и всей страны в целом. Сегодня в мировой конкурентоспособности на первый план выходят неценовые факторы, из которых важное значение приобретает качество продукции, новизна, наукоёмкость и интеллектоёмкость. Российские предприятия должны заботиться о повышении эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений НТП, эффективных форм управления производством, активизация инициативы и творческих способностей работников.
В настоящее время выработка конкурентной стратегии, способствующей повышению конкурентоспособности, является самой важной задачей российских предприятий. Успех предприятий зависит также от эффективности управленческих решений, принимаемых высшим руководством для решения этой задачи. Ключевым фактором реализации конкурентной стратегии является развитие в управляющих необходимой компетенции, способности не только вырабатывать стратегию, но и проводить её в жизнь. Чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию предприятие должно отслеживать все технологические изменения будущих потребностей покупателей, а также постоянно искать пути повышения качества и снижения себестоимости продукции, налаживания высококачественного сервисного обслуживания и повышение её безопасности. Поэтому управление повышением конкурентоспособности предприятий должно касаться в первую очередь стратегических сфер деятельности предприятия и ориентироваться на будущее. Выбрав управление повышения конкурентоспособности, предприятие должно сконцентрировать свой производственно-технический и научный потенциал на решение тех стратегических задач, которые позволят повышать конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.
Способность вырабатывать конкурентную стратегию с учетом реального воздействия на нее рыночных факторов, а также внутреннего потенциала самого предприятия, являются ключевой для решения проблемы повышения конкурентоспособности предприятия. Сложность и многогранность данной проблемы требует четкого определения самого понятия конкурентоспособности и выработки системы методов ее адекватной оценки, описание и отслеживание её изменений на всех уровнях экономического анализа. Именно этим и обосновывается выбор темы данного дипломного проекта.
Целью дипломного проекта является анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Рубцовский молочный завод» с позиции разработки стратегии как одного из важных инструментов повышения по конкурентоспособности. Достижение поставленной цели способствует решение следующих задач:
1). Изучение теоретических аспектов конкурентоспособности.
2). Проведение анализа хозяйственной деятельности, выявление в ходе анализа недостатков деятельности предприятия, препятствующих повышению его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.
3). Анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции, поиск, измерение и обоснованность величины резервов повышения конкурентоспособности предприятия и мобилизация выявленных резервов.
4). Разработка комплекса рекомендаций и предложений в рамках повышения конкурентоспособности предприятия.
В качестве объекта исследования в дипломном проекте выбрано ЗАО «Рубцовский молочный завод».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.